Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

А именно: мы решили возглавить «Инициативную группу греко-католической церкви по воссоединению ее с православ­ной церковью»3.Психология религии имеет очень деликатную натуру и поэтому не следует думать о моментальном преобразовании нашей униат­ской церкви в православную. Для этого необходимо время, чтобы сохранить личную честь священников, чтобы перевоспитать и пе­реубедить последних, успокоить и подготовить верующих и т. д.Инициативная группа, которая уже имеет на своей стороне значительное число единомышленников во всех трех епархиях, хочет приступить к регистрации таковых, изданию соответству­ющих книжек (они у нас заготовлены еще во времена существо­вания довоенной Польши) и вообще провести дело так, чтобы было наименьше борьбы и трений (ибо жертвы в такой акции обременяют ее) и чтобы не создавать упорствующих.Акция должна развиваться в обоюдной согласованности между государственным правительством, Инициативной группой и ру­ководством общерусской православной церкви, ибо только таким способом намеченная линия может быть наиболее целесообраз­ной и прямолинейной.Исходя из этого, просим утвердить нашу Инициативную груп­пу и признать за ней право, вести намеченное делоь.о. доктор Гавриил Федорович Костельник — настоятель Преоб­раженской церкви во Львове, председатель Инициативной груп­пы, представитель Львовской епархии.о. доктор Михаил Иванович Мельник — настоятель церкви в Нижанковичах и генеральный викарий Перемышльской епархии Дрогобычской области, представитель Перемышльской епархии.о. Антон Андреевич Пельвецкий — настоятель церкви в Копы- чинцах, декан Гусятинского деканата, представитель Станислав­ской епархии.РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 313. Л. 31-38. Копия перевода с украинского.а Абзац выделен вертикальной чертой Г. М. Маленковым. ь Абзац выделен вертикальной чертой Г. М. Маленковым.

 


Документы Церкви

175

№ 70Обращение архиепископа Питирима к о[тцам], настоятелям и приходским советам Курской епархии с призывом отчислить «приличную сумму из церковных средств на патриотические цели»[Не ранее 3 сентября] 1945 г.аСлава и благодарение милостивому Богу!Окончилась победоносная 2-я Отечественная война. Враги признали себя побежденными и сдались на милость победителей. Силы сатаны ниспровергнуты. Свершился грозный суд Божий над врагами. Человечество избавлено от порабощения агрессоров запада и востока. Не слышно больше орудийных выстрелов, не льется больше кровь сынов нашей Родины на полях сражения. Радостно и торжественно праздновала наша страна дни победы над ненавистными врагами, а мы, верующие, в своих храмах бла­годарили Бога за великую Его к нам милость.Милость, оказанная нам Богом, обязывает нас быть пос­лушными Его детьми и помнить завет Его: «Суд без милости, не сотворившему милость». Это значит, что свою благодарность благодеющему о нас Господу Богу мы должны выразить делами милости.Война принесла нашей Родине величайшие страдания и бедс­твия. Но не пал духом наш русский народ.Вся страна по призыву своего Верховного Вождя напрягает гигантские усилия, чтобы как можно скорее залечить раны, на­несенные войной и сделать ее достойной наших славных сынов и дочерей.Мы, христиане, не можем стоять в стороне от этого всенарод­ного подвига. Святая церковь наша, в лице своего первоиерарха, святейшего Патриарха Алексия уже призвала нас — верных чада В обращении упоминается победа над врагами запада и востока. День п°беды над Японией 3 сентября 1945 года. — Прим. ред.

 


176

Раздел 1

ее — усилить свои трудовые подвиги и в дни мира на благо и про­цветание нашей Родины.Обращаюсь и я к Вам, о. настоятели, в эти радостные дни мира с горячим призывом — усильте наряду с молитвой вашу патриоти­ческую деятельность, зовите вашу паству на трудовые подвиги и вспомоществование инвалидам, вдовам и сиротам Отечественной войны.Все трудящиеся нашей необъятной Родины — рабочие на стан­ках, колхозники на полях, ученые в лабораториях — берут себе обязательства в честь торжества Победы умножить свой труд, многие из них в честь Победы отчислили свой однодневный за­работок.По примеру энтузиастов труда предлагаю всем церковным со­ветам вверенных мне приходов в честь всенародного праздника Победы отчислить сумму из церковных средств на патриотические цели и направить их через своих благочинных в Епархиальный комитет. Предлагаю также неопустительно производить на те же цели тарелочный сбор за каждым праздничным богослужением.Надеюсь, что настоятели окажутся на высоте своего пастырс­кого положения и с честью выполнят мое к ним обращение.От Курского свечного завода вношу на это святое дело 50 ООО руб.Церковный совет Знаменской церкви г. Борисоглебска внес 25 тыс. рублей.О суммах, внесенных Вами, благоволите осведомить.Благословение Господне да будет со всеми Вами!Аминь!Смиренный Питирим,Архиепископ Курский и БелгородскийГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 10. Д. 73. Л. 60 и об. Заверенная копия.

 


Документы Церкви

177

№ 71Письмо патриарха Московского и всея Руси Алексия И. В. Сталину с благодарностью за передачу Русской Православной Церкви Троице-Сергиевой Лавры3 мая 1946 г.аВысокочтимый и дорогой Иосиф Виссарионович!19 апреля открылись богослужения в Успенском Соборе Троице-Сергиевой Лавры, и с её величественной колокольни по­лились мощные звуки её знаменитого благовеста. Весть об этом радостном церковном событии быстро облетела верующие массы не только Москвы, но и далеко за её пределами и преисполнила сердца верующих русских людей, привыкших с особенной лю­бовью чтить память Преподобного Сергия, глубокой радостью и чувством самой искренней благодарности Государственной власти в Вашем лице, глубокочтимый Иосиф Виссарионович.И церковные и мирские люди, все отлично понимают, что не только не без Вашего личного участия, но по непосредственному Вашему личному мудрому решению возможно стало верующе­му народу вновь притекать ко гробу исконного Молитвенника за русскую землю преп. Сергия со своими думами, мольбами и упованиями как в печальные, так и в радостные минуты своей жизни. И это сознание настойчиво влечет к Вам сердце народное, чующее в этом новое доказательство того, что Промысел Божий поставил Вас вождем русского народа для его блага, для его уте­шения и славы.а 4 сентября 1945 г. Г. Г. Карпов сообщил в письме за № 4317 патриарху Московскому и всей Руси Алексию, что «Совнарком Союза ССР удовлет­ворил ходатайство Патриарха Алексия о предоставлении здания бывшей Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре (гор. Загорск), а также об открытии находящегося в той же лавре Успенского собора с пе­ренесением мощей Сергия Радонежского из Троицкого собора в Успенский собор». ГАРФ. ф. Р-6991. Д. 34а. Л. 24 и об. - Прим. ред.

 


178

Раздел 1

Несмотря на то, что прошло еще так мало времени со дня от­крытия Лавры, я получаю со всех сторон на это событие радостные отклики и просьбы довести до Вашего сведения об этой исключи­тельной радости и о благодарности к Вам верующих людей.Весть об открытии Лавры, куда мы предполагаем в ближайшее время перенести нашу Московскую Богословскую школу, будет также радостно воспринята и православными церковными кру­гами на Ближнем Востоке и в славянских странах, где и теперь еще осталось немало церковных деятелей, получивших высшее духовное образование в стенах Лавры, в Духовной Академии.Приведенная в благоустроенное состояние Лавра сможет в своих стенах принять не только любых посетителей, но и любое церковное собрание, вплоть до Церковного Собора.В Лавре, кроме Духовной Академии, может быть открыта ти­пография для печатания необходимых богослужебных книг и других церковных изданий.Есть полное основание быть уверенным, что восстановле­ние Лавры, её стен, её знаменитых исторических памятников и всего её внешнего вида пойдет теперь особенно успешно вви­ду того энтузиазма среди верующих, который теперь ощуща­ется; многие Епархии уже пожертвовали значительные суммы на Лавру, и пожертвования не только деньгами, но и ценными церковно-богослужебными предметами поступают в большом количестве.Сознавая такое исключительное значение передачи Троице-Сер- гиевой Лавры нашей Церкви, я от лица Её считаю своим долгом выразить Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, самую сердечную и глубокую признательность за Ваше постоянное мудрое внимание к Ея нуждам.аИскренне Вас уважающий и глубоко преданныйПатриарх АлексийАП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 32. Л. 89-91. Подлинник. а Далее текст вписан от руки патриархом Алексием.

 


Раздел 2Политика Советского государствав ОТНОШЕНИИРусской Православной Церкви

 


№ 72

Докладная записка наркома внутренних дел СССР Л. П. Берия наркому иностранных дел СССР В. М. Молотову о выпуске издательством Московской патриархии книги «Правда о религии в СССР»25 июня 1942 г.№1114/Бг. Москва Совершенно] секретноНКИД СССР товарищу МолотовуВо исполнение постановления ЦК ВКП(б) от 10 марта 1942 г. за № П 36/ 259 книга «Правда о религии в СССР» выпущена в издании московской патриархии.Книга предназначена в основном для распространения за гра­ницей. Один экземпляр при этом представляю.Приложение: по тексту.®Народный комиссар внутренних дел Л. БерияРГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1028. Л. 174. Подлинник на бланке НКВД СССР.а Берия первый экземпляр докладной записки вместе с книгой направил И. В. Сталину. — Прим. ред.

 


Политика Советского государства

№ 73Докладная записка зам. наркома внутренних дел СССР Б. 3. Кобулова секретарю ЦК ВКП(б) А. С. Щербакову о распространении на территории Прибалтики обращения митрополита Сергия (Страгородского) и определения Совета епископов Православной Церкви с осуждением поддержки фашистов прибалтийским епископатом1 октября 1942 г.г. МоскваСовершенно] секретно№ 52/1735В фашистской газете «Островские известия» за 8 августа с. г., издаваемой в г. Острове, помещено сообщение о состоявшемся вРиге съезде епископов православной церкви, пославшем приветс­твенную телеграмму Гитлеру. Руководитель съезда митрополитСергий (Воскресенский) и другие епископы, не порывая связи сМосковской патриархией, в юрисдикции которой они состоят, все же пытаются опорочить патриотические антифашистские обра­щения главы русской православной церкви, митрополита Сергия(Страгородского) и с этой целью распространяют провокацион­ные слухи.В целях разоблачения прибалтийских епископов, пошедшихв услужение фашистам, а также для усиления значения патрио­тических обращений, выпускаемых церковным центром в СССР,в глазах международного общественного мнения, митрополитСергий (Страгородский) и состоящий при нем совет епископов в составе 14 человек выпускают специальное обращение к веру­ющим прибалтийских ССР с особым церковным определением, осуждающим прибалтийских епископов.Негласно содействуя этому политически выгодному для нашей страны мероприятию, НКВД СССР принимает меры к размно­жению названных патриотических документов типографским способом и распространению их на территории Прибалтийских союзных республик, временно оккупированных немцами.

 


1

182 Раздел 2

Прошу Ваших указаний о передаче этих документов по радио для Прибалтийских республик.Приложение: — копии обращения митрополита Сергия и оп­ределения совета епископов3.Заместитель народного комиссара внутренних дел Союза ССР КобуловПомета: «В архив. Тов. Щербаков ознакомлен. 2/Х. Крапивин».РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 93. Л. 18. Подлинник на бланке Наркомата внутренних дел СССР.Одинцов М. И. Власть и религия в годы войны. М., 2005. С. 259-260.№ 74Докладная записка заместителя наркома внутренних дел СССР В. Н. Меркулова секретарю ЦК ВКП(б) А. С. Щербакову о намерении митрополита Сергия (Страгородского) и митрополита Александра Введенского распространить на территории СССР и временно оккупированных областях пасхальные патриотические обращения15 апреля 1943 г. г. Москва Совершенно] секретно№ 52/6948ЦК ВКП(б) товарищу ЩербаковуНаправляю полученные НКВД копии патриотических обраще­ний к верующим главы тихоновской церкви митрополита Сергия (Страгородского) и первоиерарха обновленческой церкви митро-

а См. док. № 7, 8.

 


Политика Советского государства

183

полита Александра (Введенского), приуроченные к религиозному празднику «Пасхе»3.Названные церковники имеют намерение издать эти обраще­ния типографским путем в количестве 6 ООО экз. и распростра­нить через церкви в тыловых областях Союза и на временно ок­купированной противником территории.Прошу сообщить, следует ли допустить выпуск этих обраще­ний15.Заместитель наркома внутренних дел СССРВ. МеркуловРГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 188. Л. 4. Подлинник на бланке НКВД СССР.№ 75Спецсообщение наркома внутренних дел УССР В. Т. Сергиенко секретарю ЦК ВКП(б)У Н. С. Хрущеву «О реагировании церковников в связи с разрешением ночных пасхальных богослужений»9 мая 1943 г. г. Старобельск Совершенно секретно№ 553Разрешение ночных пасхальных богослужений 22 и 24 апре­ля с. г. в действующих церквях освобожденных местностей Воро- Шиловградской, Харьковской и Сталинской областей вызвало по­ложительные реагирования со стороны духовенства и верующих.а Абзац от слова «копии... и до конца подчеркнуты. В копии число не Проставлено. Обращение митрополита Александра (Введенского) не пуб­ликуется. Обращение Сергия документ № Р. 1.ь Абзац вписан от руки и подчеркнут В. Н. Меркуловым.

 


184

Раздел 2

Во многих церквах гор. Ворошиловграда и других мест по ини­циативе духовенства и верующих был организован сбор подарков и средств на подарки для фронтовиков и раненых, находящихся на излечении в местных госпиталях.Так, например, по двум церквям гор. Ворошиловграда собрано 1500 посылок, которые направлены фронтовикам.В церкви гор. Купянска за один день собрано 5000 руб. деньга­ми и много продуктовых посылок.Сборы продуктовых посылок и средств на посылки фрон­товикам были организованы также в церквях освобожденных от противника городов и сел Харьковской и Сталинской об­ластей.В целом ряде церквей священнослужители выступали с пат­риотическими проповедями, которые вызвали среди верующих много положительных толкований.В своих проповедях духовенство призывало верующих ока­зывать всемерную помощь Красной Армии, чем способствовать скорейшему разгрому гитлеровцев.В ряде мест такие проповеди оказали определенное влияние, и подавляющее большинство верующих, особенно женщины, праздновали только первый день пасхи, на второй и последующие пасхальные дни работали на полевых работах и по возведению оборонительных сооружений.Приводим отдельные реагирования, положительно оценива­ющие разрешение ночных пасхальных богослужений.Кондратенко Анна Григорьевна, жена железнодорожного ра­бочего г. Красного Лимана 25.IV — 43 г. говорила:«...Спасибо Советской власти, что разрешила ночные бого­служения. Мы помолимся за всех наших воинов, которые гонят гитлеровцев с нашей земли».Ситник Даниил Степанович, житель села Терны Красноли- манского района, Сталинской области, говорил:«...Правительство учло запросы верующих и разрешило ноч­ные богослужения на пасху. Все мы очень довольны этим. Надо молиться богу, чтобы наши соколы скорее изгнали гитлеровскую нечисть из пределов нашей родины».Житель села Карповка, Краснол и майского района Бирченко Иван Семенович, работающий кладовщиком колхоза, говорил:

 


Политика Советского государства

185

«...Всем нам надо благодарить Советское правительство, что разрешило ночные богослужения на пасху.Надо молиться богу, чтобы скорее разбили Гитлера».Зафиксированы факты, когда глубоковерующие люди не жела­ют посещать церковь, мотивируя тем, что духовенство при немцах выступало с антисоветскими проповедями и по указке немцев проводило в церковных делах политику оккупантов.Рабочий Ворошиловградского завода имени Якубовского Зо­лотых Дмитрий Михайлович, 1890 г. рождения, отказавшись по­сещать церковь, говорил:«...Я верил и сейчас глубоковерующий человек, но в церковь не пойду потому, что священнослужители, которые при немцах вос­хваляли их армию, как победителей, сейчас при Советской власти приспособились, произносят проповеди за победу Красной Армии. Возможно, мне будет большой грех, но в церковь я не пойду».Во время пасхальных богослужений в церквах гор. Вороши­ловграда, Старобельска, Купянска и других местностей, осво­божденных от противника, наблюдалось большое скопление верующих.В основном это были старики, старухи и незначительная часть молодежи.Отмечено посещение церквей военнослужащими из числа ко­мандного и рядового состава.Исходя из наблюдений нашей агентуры, эти посещения необ­ходимо отнести за счет любопытства.И только единицы военнослужащих из числа рядового состава старших возрастов, примерно от 45-50 лет, приходили в церковь молиться. Единичные случаи такого порядка были зафиксиро­ваны в церквях гор. Ворошиловграда и Старобельска.Никаких эксцессов и антисоветских проявлений в предпас- хальные и пасхальные дни не отмечено.Народный комиссар внутренних дел УССР СергиенкоЦГАОО Украины. Ф. 1. Оп. 23. Д. 90. Л. 41—45. Подлинник.

 


186

Раздел 2

№ 76Докладная записка заместителя наркома государственной безопасности СССР Б. 3. Кобулова А. С. Щербакову о принятых мерах командованием к недопущению сношений духовенства с командованием госпиталей и ранеными12 мая 1943 г. г. Москва Совершенно секретно№ 184/мЦК ВКП(б) т. ЩербаковуПо сообщению УНКВД Тульской области в г. Калуге местный епископ православной церкви Питирим обратился к командова­нию госпиталя № 2751/ФЭП № 1 с предложением принять шефс­тво над госпиталем.Согласовав этот вопрос с начальником политотдела госпи­таля майором Медведевым и политотделом Западного фронта, командование госпиталя приняло предложение епископа Пи- тирима.12 апреля с. г. на квартире епископа Питирима состоялось со­вещание духовенства Калужской церкви «Георгия», представите­лей верующих и госпиталя, причем от последнего в совещании приняли участие заместитель] начальника госпиталя по полит­части капитан Хамич и секретарь партбюро капитан Булатов.На этом совещании обсуждались практические вопросы о шефстве церковников над ранеными.В дальнейшем, осуществляя это шефство, церковный со­вет собрал среди верующих 50 ООО рублей, приобрел на них до 500 подарков, которые были розданы раненым председателем церковного совета, посетившим с этой целью госпиталь. На те же средства церковники купили и передали госпиталю плакаты, лозунги, портреты руководителей партии и правительства, нани­мали парикмахеров, баянистов и т. д.

 


Политика Советского государства

187

В апреле месяце силами церковного хора в госпитале дважды устраивались концерты с программой русских народных песен и песен советских композиторов.Получив эти сведения, НКГБ СССР приняты меры к недопу­щению впредь попыток со стороны церковников входить в непос­редственные сношения с командованием госпиталей и ранеными под видом шефства.Заместитель наркомагосударственной безопасности СССР КобуловВверху слева автограф А. С. Щербаков «А. Щербаков»РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 188. Л. 13. Подлинник на бланке НКГБ СССР.№77Информация начальника Осиповичского района Могилевской области Ромашевского в Осиповичское окружное управление о количестве работающих и неработающих православных храмов и костелов в районе24 мая 1943 г.На В[аш] № 58 от 21.5.43 г.Сообщаю, что в районе Осипович имеются 4 церкви:Осиповичи — 1 работаетСвислочь — 1 работаетЛапичи — 1 не работаетЗборск — 1 не работаетИмеется костелов — 2:Свислочь — 1 не работает Осиповичи — 1 работаетСвященников — 3, ксендзов — нет, пастырей — нет.

 


188

Раздел 2

Открыть церкви в Лапичах и в Зборске не представляется воз­можным из-за отсутствия священников. В м. Липень строится новая церковь, которую предполагается открыть к 15.09.43 г.Начальник района РомашевскийГАМО. Ф. 8456. Оп. 1. Д. 17. Л. 9. Подлинник.№ 78Объяснительная записка секретаря Мокшанского района ВКП(б) Потогина секретарю Пензенского обкома Морщинину об агитации церковников среди верующих женщин против колхозов и за открытие церквей[Не ранее 1 июня 1943 г.]а Совершенно] секретно30 мая 1943 г. в с. Николо-Азясе Мокшанского района про­шло шествие женщин-церковниц, в котором приняло участие около 100 человек. Произведенным расследованием установлено; в с. Николо-Азясе проживает церковница Колчина Татьяна Ели­сеевна, которая в течение нескольких лет занималась активной церковной работой, систематически у себя на квартире собирала сборища, где производились моления. Сборища посещали жен­щины из разных сел: из Фатуевки, Керы, Успенки, Доможировки, поселка «Красный кордон», с. Алексеевки — Каменского района. Приходивших на сборища женщин Колчина, объявив себя «свя­той Богородицей», обязывала приносить ей продукты, убирать квартиру, обрабатывать участок земли.На проходивших сборищах Колчина и некоторые другие из ак­тивных участниц сборищ-церковниц, Потапова Ольга, убеждали собирающихся, что мы будем добиваться открытия церкви. Пропо-

а Датируется по содержанию документа.

 


Политика Советского государства

189

ведовали собирающимся и убеждали их, что «бог есть» и мы должны пойти к высшему начальнику и мы его убедим, «что бог есть», будем просить, чтоб распустили колхозы и совхозы. На одном из сборищ Колчина, Потапова, Фирсова объявили, что в воскресенье 30 мая собираемся и пойдем по селу, приглашайте народ. 29 мая Колчина сама объявила, чтоб 30 мая рано утром приходили к ней.Сбор начался вечером 29/У, а утром 30 в 5—6 час[ов] утра около 30 женщин с церковным пением пошли по селу. Дойдя до поля, Колчина поставила участников шествия на колени, заставила просить их у них прощения. Стоящие женщины на коленях с истерическим воплем начали просить у них прощения. Одна из женщин начала кричать: «Таня и Оля простите меня, я грешная, я вытравила 4-х детей». По­тапова начала выкрикивать контрреволюционные призывы.Почему было допущено выступление церковников? Основным виновником является оперуполномоченный РО НКГБ Жданов, который, будучи в с. Николо-Азясе, о готовящемся шествии, был осведомителями информирован, но, не приняв сам никаких мер, он даже не сообщал об этом начальнику РО НКГБ.Лично я о совершившемся факте был информирован только 31 мая вечером начальником РО НКВД т. Бычковым. Что было сделано райкомом? Немедленно в этот сельсовет для проведения политической работы были командированы: секретарь РК ВКП(б) т. Иванов, зам. заведующего отделом агитации и пропаганды Прокудина. О состоянии постановки массово-политической ра­боты в этом сельсовете обсуждено на бюро РК; командировали в этот сельсовет для налаживания массово-политической работы на длительное время пропагандиста РК и второго секретаря РК ВЛКСМ. Колчина, Потапова арестованы и сейчас РО НКГБ по этому делу продолжает вести следствие.Считаю необходимым сообщить, [что] в Н[иколо]-Азясьском сельсовете в это время находился уполномоченный обкома т. Ти­шин. Последний также не только не принял мер к предоствраще- нию, но и ничего не сообщил райкому партии.Секретарь Мокшанского РК ВКП(б) ПотогинРГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 181. Л. 12 и об. Копия. Машинопись.

 


190