Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Епархии Архиманд. Игум. Протоиер. Иеромон. Священ. Диак. Псалом. ВсегоЛенинградская 1—161232—43Новгородская --3-14--17Псковская —133315548Вологодская —-2-5--7Олонецкая ———-1—12Всего: 112447476117Наименование приходов, церквей и распределение по ним ду­ховенства с поименным их указанием обозначены в прилагаемых при сем списках по каждой епархии3.3. Сведения о заштатном духовенствеИз заштатного духовенства выразили желание и подали за­явления с просьбою об определении на места: в Ленинградс­кой, Новгородской, Псковской епархиях (главным образом из оставшегося за штатом по военным обстоятельствам духовенства Эстонии) — 31 священник и 4 диакона, в Вологодской епархии — 8 священников и в Олонецкой епархии — 1 священник. Всего 44 человека.4. Сведения об имеющихся в епархиях сектантах и раскольниках.Случаи присоединения к православной церквиВ пределах Ленинградской, Новгородской, Псковской, Во­логодской и Олонецкой епархий обновленческого духовенства не имеется. В Псковской епархии имеются священники, име­нующие себя православными, но отклонившиеся от общения с Московской] Патриархией вместе с митрополитом Александром] (Паулус) и им рукоположенные.Сектантских общин, легально зарегистрированных, в указан­ных областях нет.Отдельные лица «евангельских христиан» и различных старо­обрядческих толков встречаются, главным образом, в Вологод­ской и Олонецкой епархиях.

а Списки не публикуются. — Прим. ред.

 


Документы Церкви

157

В течение 1944 г. было три случая присоединения к Православ­ной] церкви: в Ленинградской епархии был присоединен из об­новленческого раскола б[ывший] обновленческий епископ Сер­гий Румянцев, в Псковской епархии — из григорианского раскола протоиерей Алексий Кибардин, и в Вологодской епархии из об­новленчества — священник Николай Гусев.5. Патриотическая работа духовенства — сборы, отчисления и пожертвования на нужды, связанные с войной Великая Отечественная война, унесшая массу человеческих жизней, причинившая столько горя людям и разрушения Родине, обязывала каждого пастыря нести верующим утешение, моральную поддержку и одобрение, а с героическими победами нашей Кр[асной] Армии — еще более укреплять дух и воодушевлять верующих на всемерные труды и помощь Родине и, особенно, заботиться о пос­традавших от войны инвалидах, о семьях бойцов и их сиротах.Поэтому духовенство постоянно, а особенно в знаменательные дни по военным обстоятельствам, обращалось к верующим при бо­гослужениях с речами патриотического характера, оглашало воззва­ния и послания Святейшего Патриарха и Патриаршего Местоблюс­тителя и призывало верующих к жертвам на оборону государства, на устройство танковой колонны имени Дм[итрия] Донского, на помощь раненым и инвалидам войны, семьям и сиротам воинов.Материальные результаты этих обращений духовенства и веру­ющих выразились с начала войны и до 1 июля с.г. в общей сумме по г. Л[енин]граду 12 105 731 руб. 65 коп.По Ленинградской епархии (только с февраля 1944 г. так как ранее она была занята немцами) — 688 335 руб. 17 коп.По Вологодской епархии — 2 957 805 рублей.По Олонецкой епархии — сведений не доставлено.Таким образом, по всем пяти епархиям сумма сборов, отчис­лений и пожертвований выразилась в 15 751 871 руб. 82 коп.За время с 1 июля по 1 ноября с.г. сведения о поступлениях на нужды, связанные с войной, будут представлены дополнительно, причем все вообще суммы за время с 1941 г. по 1944 г. будут пока­заны отдельно за каждый год.В прилагаемых при сем ведомостях все сборы, отчисления и Пожертвования по епархиям указаны с распределением по пред­

 


158

метам назначения, отдельно от духовенства и верующих, и осо­бо — наличными деньгами, облигациями государственного] зай­ма, драгоценными и др[угими] различными предметами3.6. Главнейшие нужды епархий в осуществлении церковно-рели­гиозных целейДля осуществления церк[овно]-религиозных целей во вверен­ных моему управлению епархиях необходимо удовлетворение их главнейших нужд, именно:1. Удовлетворить ходатайства верующих об открытии храмов в Вологодский] епархии, наиболее в этом нуждающихся (пока действует только 5 храмов на всей территории области);2. Возможно скорее разрешить въезд в зоны, ранее оккупирован­ные немцами, т[ак] к[ак] из 208 существующих в названных епархиях церквей — в 119 церквах нет священников, а пока разрешить причтам обслуживать верующих соседних приходов совершением требоисправлений и богослужений в храмах, не имеющих священников;3. Организовать по епархиям особые «фонды церк[овной] утвари» из закрытых, разрушенных или ограбленных немцами церквей для пополнения недостающего в действующих храмах;4. Устроить по епархиям свечные з[аво]ды и организовать пе­чатание разрешительных молитв и венчиков и изготовление нательных крестиков;5. В дальнейшем открыть (пока хотя [бы] в Л[енин]граде) Богословс­ко-пастырские курсы для подготовки кандидатов священства;6. Отпечатать (для мирян) общеупотребительные краткие молит­вословы, а для готовящихся к вступлению в клир — руководства по священной истории, катехизису, богослужению и церк[овной] истории, а также «Учебный часослов» и «Учебный Октоих».Архиепископ Псковский и Порховский Григорий, Временно] управляющий Ленинградской], протоиерейь Вологодской] и Олонецс[кой] епархиямиа Ведомости не публикуются. ь Подпись неразборчиво.

 


Документы Церкви

159

ЦГАСПб. Ф. 9324. Оп. 1. Д.7. Л. 115-118. Зав. копия. Имеется печать: по кругу «Московская патриархия», в центре: «Управляющий Ленин­градской епархией»! ~ПриложениеДополнительные сведения по г. Ленинграду и области о сборах на нужды, связанные с войной1. По Ленинграду:за 1941 г. собрано 2 144 243 р. 66 к.за 1942 г. 1 484 454 р. 99 к.за 1943 г. 5 051 112 р. — к.за 1944 г. 4 594 681 р. — к.Итого: 13 274 491 р. 65 к.2. По Ленинградской области:по 1 октября 1944 г. собрано 861 441 р. 47 к.Всего: 14 135 932 р. 65 к.№ 61Телеграмма редактора журнала «Протестант» К. Лесли И. В. Сталину с осуждением от имени 1600 христианских священников США позиции Ватикана, заключившего договор о дружбе с фашистскими государствами811 февраля 1945 г. г. Нью-ЙоркМаршалу Иосифу Сталину КремльПринятием следующей декларации мы провозглашаем наше чувство духовного родства со всеми людьми, которые или ин-‘ Телеграмма направлена также В. М. Молотову, заместителям наркома Иностранных дел СССР А. Я. Вышинскому и В. Г. Деканозову. — Прим. ред.

 


160

Раздел 1

дивидуально, или как члены религиозных учреждений ясно по­казывают свою преданность духу назареитянских религиозных учреждений. Какими бы высокопоставленными ни были пред­ставители церкви, они не имели места за столом государственных совещаний в течение более сотни лет. Во всех демократических странах полагали, что свобода совести стала постоянным дости­жением человеческого общества, и будет распространяться с рас­пространением демократии во всем мире. Далее полагали, что эта свобода незыблемо покоилась на основном принципе отделения церкви от государства. В течение периода воздержания папства от явной политической деятельности за последние пятьдесят лет между 1870 и 1929 гг. оно было духовно благословлено распро­странением своей власти и влияния в масштабе, не имеющем себе равного в любом предшествующем веке. Особенно рост влияния папства был заметен в не римско-католических странах, где оно имело наиболее гармонические отношения с существующими мирскими кругами.Трагически знаменательным является то, что, когда в 1929 г. папство снова вступило в область политической деятельности, оно сделало это в союзе с врагами тех самых мирских кругов, в которых папская церковь преуспела как политическая сила. Оно получило свои первые роковые успехи в договорах о дружбе с фашистскими державами. Поддерживая Муссолини в Италии, Дольфуса и Шушнинга в Австрии, Гитлера в Германии, Франко в Испании и Петэна во Франции, папство выступило на стороне врагов демократии в теперешней борьбе человечества14.Мы не верим ни на одну минуту, что верность воинов Объ­единенных Наций, исповедующих римско-католическую веру, должна быть куплена ценой какого-либо политического сгово­ра с Ватиканом, наоборот, мы считаем, что эти воины, понимая существо вопроса лучше, чем государственные мужи их церкви, будут рассматривать такой сговор предательством всего того, за что они борются. Мы говорим не как церковники, которые вме­шивались бы в дела государства, но как государственные мужи, которые являются также мужами церкви и желают свободы, как церкви, так и государства. В соответствии со здравыми демокра­тическими принципами мы настаиваем на том, чтобы церковь, которая свяжет свою судьбу с судьбой государства, держалась бы

 


Документы Церкви

161

на почтительном расстоянии от государства самим государством, поэтому мы против какой бы то ни было попытки вовлечения под какой-бы то ни было формулировкой в любое соглашение, в котором Ватиканское государство или его представители, или представители любого протестантского или еврейского религи­озного учреждения будут принимать непосредственное участие или будут являться посредниками.По поручению 1600 христианских священниковСоединенных Штатов АмерикиРедактор журнала «Протестант» Кеннет-ЛеслиРазослано: тт. Сталину, Молотову, Вышинскому, Деканозову.АП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 27. Л. 82-83. Заверенная копия. Делопроизвод­ственный перевод с английского.№62Заявление патриарха Алексия (Симанского) в связи с окончанием работы Крымской конференции союзных держав16 февраля 1945 г.Г. МоскваСообщение о решениях Крымской конференции15 руководите­лей союзных держав — Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании встречено церковными кругами на- ■шего Отечества с величайшим удовлетворением и радостью. По­ложено твердое основание будущему миру во всем мире. То, о чем непрестанно молится Церковь: «о мире всего мира» — видится Уже в недалеком будущем. Сокрушен будет окончательно «молот всей земли» (Прор. Иерем. 50, 23) — яростный и наступательный ГеРманский фашизм, — не только силою доблестных воинов со- Юзных государств, но и мудростью нашего Великого СТАЛИНА

 


162

Раздел 1

и Глав союзных с нами Правительств. Все это с определенностью вытекает из твердых и ясных решений конференции, которая пос­тавила себе задачей «обеспечить такое положение, при котором люди во всех странах могли бы жить всю свою жизнь, не зная ни страха, ни нужды»...Церковь благословляет эти светлые христианские чаяния и упования; и усугубляет свои молитвы к «Господу воинств» и «на­чальнику мира» (Исаия IX, 6), да благоуспешны будут заверши­тельные бранные действия союзных армий для сокрушения еще упорствующей вражьей силы, и да снидет на утомленные войной народы вожделенный и нерушимый мир; и вместе с тем, усилива­ет свои патриотические подвиги в посильную помощь делу окон­чательной победы над врагом.Слава нашим доблестным воинам, чье изумительное мужест­во является предметом восхищения всего мира, и чья священная кровь явилась семенем будущей мирной жизни во всем мире.Слава и честь нашим союзникам. Благословенна память под­вижников Отечества, принесших ему в жертву мужество, искус­ство и самую жизнь.Мы молим Бога, чтобы и в дальнейшем простерлась над на­ми Его небесная помощь, чтобы уврачевались раны, без которых не могла быть война; чтобы по слову пророка «правда и мир об­лобызались» во всех странах земли; чтобы «яко река» — тихая и полноводная — «был мир наш» (Ис. 48, 17;18), и чтобы плодом его было совершенное благоденствие народов.Патриарх Московский и всея Руси АлексийГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 32. Л. 151. Подлинник. ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 29. Л. 54-55. Копия'».а На сопроводительном письме Г. Г. Карпова В. М. Молотову имеется резолюция:. «Согласен. В. М[олотов]». — Прим. ред.

 


Документы Церкви

163

№ 63Приветственная телеграмма патриарха Алексия (Симанского) И. В. Сталину по случаю празднования Дня Красной Армии и о внесении Патриархией 500 тыс. руб. в Фонд обороны22 февраля 1945 г. г. МоскваВерховному Главнокомандующему Маршалу Советского Союза Иосифу Виссарионовичу СталинуЕсли всегда своими мыслями и чувствами мы с нашими доб­лестными защитниками, в тот день, специально посвященный нашей великой Красной Армии, в 27-ю ее годовщину, мы с осо­бым чувством восхищения отмечаем ее подвиги, довершающие окончательный разгром фашизма.Приветствуя ее и вас, Верховного Вождя ее и всей нашей вели­кой страны, мы молим Господа о небесной помощи вам и ей.К празднику Красной Армии Патриархия вносит в Фонд обо­роны 500 тысяч рублей, и все московские храмы мною призваны отметить этот день особыми взносами на нужды обороны.Горячо желаем Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, здоровья и многих сил на долгие годы для строительства мирной жизни во всех странах мира.РГАСПИ. Ф. 628. Оп. 1. Д. 439. Л. 5. Подлинник. ГА РФ. ф. р-6991. Оп. 2. Д. 3. Л. 59. Копия0. Правда. 28 февраля 1945 г.а Приветственная телеграмма была передана патриархом Алексием • Г Карпову для вручения ее И. В. Сталину. Приложена к сопроводитель­ному письму № 53/с от 22 февраля 1945 г. Г. Г. Карпова И. В. Сталину. — “Рим. ред.

 


164

Раздел 1

№ 64Письмо архиепископа Минского и Белорусского Василия Председателю СНК Белорусской ССР П. К. Пономаренко о сборе средств духовенством и верующими республики в Фонд обороны и фонд помощи семьям и сиротам бойцов Красной Армии6 марта 1945 г. г. МинскДорогой Пантелеймон Кондратьевич!К Вам, Главе Белорусского Правительства, мои слова любви и уважения.Под мудрым водительством Великого Сталина, при Вашем живейшем участии, Белоруссия навеки освобождена Красной Армией от гитлеровских захватчиков.Миллионы белорусского народа, перенесшего все ужасы немец­кой оккупации и испытавшего все зверства, муки и страдания от ненавистных фашистов, преисполнены чувством глубокой благо­дарности к Великому Сталину, к Вам и Красной Армии за избавле­ние от фашистской неволи. Церковь белорусская, униженная, ос­корбленная, оскверненная и разграбленная немецкими варварами, также приносит свою признательность и глубокую благодарность Великому Сталину, вам и Красной Армии, возвратившим ей сво­боду в отправлении своих духовно-религиозных нужд и потреб­ностей, и вносит свою посильную лепту в фонд обороны страны и в фонд помощи семьям и сиротам бойцов Красной Армии.За время с 1 сентября по 31 декабря 1944 г. духовенством и верующими собрано деньгами, продуктами и холстом, и внесено 2 190 475 руб. Из них в фонд обороны страны 1 639 393 руб. и в фонд помощи семьям и сиротам бойцов Красной Армии 551 082 руб. Кроме того, лично мною внесено 110 ООО руб. — в фонд обороны 35 ООО руб. и в фонд семьям и сиротам бойцов Красной Армии — 75 ООО руб., а всего 2 300 475 руб.Это наш первый скромный дар, дар любви к Красной Армии, громящей в настоящее время «фашистского зверя в его собствен­ной берлоге».

 


Документы Церкви

165

Смею заверить Вас, дорогой Пантелеймон Кондратьевич, что белорусская церковь, мною возглавляемая, и впредь будет при­нимать живейшее участие в оказании материальной помощи на­шей родной Красной Армии в деле окончательнейшего разгро­ма нацистской Германии. Молим Бога, да ниспошлет он нашей доблестной защитнице скорую, славную и полную победу над ненавистным врагом и да дарует дорогой отчизне нашей мир и благоденствие.Смерть и проклятие фашизму.Слава победоносной Красной Армии, разящей фашистскую нечисть.Слава Главе Белорусского Правительства, верному и ближай­шему соратнику Великого Сталина, Пантелеймону Кондратье- вичу Пономаренко.Слава Верховному Главнокомандующему, гениальному пол­ководцу и мудрому вождю трудящихся всего мира Иосифу Вис­сарионовичу Сталину.Архиепископ Василий Минский и Белорусский.НАРБ. Ф. 951. Оп. 1. Д. 2. Л. 54-55. Копия.№65Обращение архиепископа Курского и Белгородского Питирима к духовенству об организации сбора средств на подарки Красной Армии ко дню 1 мая1 апреля 1945 г.Возлюбленные о Господе братья Пастыри!В дни Великой Отечественной войны обращаюсь к Вам с Архи­пастырским призывом.Ведомо Вам, с каким мужеством и героизмом доблестные на- Щи воины защищают целость и независимость нашей Родины

 


166

Раздел 1

от жестокого ненавистного врага. Неувядаемой славой покрыли они себя. Недалек час окончательного разгрома врага. Бог им в помощь!Современная война — Отечественная, и весь народ наш принимает в ней деятельное участие. Проводя на поле брани своих отцов, мужей, братьев и детей, народ проникнут жела­нием облегчить защитникам Родной земли тяготы и лишения, неизбежные в боевой обстановке, усладить их суровую военную жизнь.Словом назидания, дорогие Пастыри, возгревайте в сердцах Ваших пасомых любовь и участие к нашим дорогим защитникам на поле брани. Выясняйте своим пасомым великий долг перед Родиной в годину тяжких испытаний о помощи нашему доблес­тному воинству.Вот приближается гражданский праздник 1 мая. Вся наша страна готовится отметить этот праздник подарками Красной Армии.Братья Пастыри! Призываю Вас — организуйте среди Вашей паствы сбор пожертвований на подарки Красной Армии ко дню 1 Мая.Одновременно предлагается Вам выделить щедрую сумму из церковных средств на это святое дело.Благословение Божие да почиет на Ваших пастырских патри­отических трудах.Собранные и отчисленные суммы вносите благочинному не позже 20 апреля.Питирим, архиепископ Курский и БелгородскийГАКО. Ф. Р-3332. Оп. 10. Д. 72. Л. 285 и об. Заверенная копия.

 


Документы Церкви 167

№ 66Приветственная телеграмма патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) И. В. Сталину в связи со взятием Берлина33 мая 1945 г.Москва. Кремль.Маршалу Советского Союза Иосифу Виссарионовичу СталинуВесть о взятии Берлина нашими доблестными руководимыми и вдохновляемыми Вашим гением войсками преисполнила сер­дца всех верных сынов нашей Родины безграничной радостью и ликованием.Наша Церковь, вознося в этот исторический день благодарс­твенное моление к Богу, усугубляет молитвы свои о Вас, любимом верховном Вожде нашего народа и о родной Армии, и призыва­ет небесное благословение на последние ратные подвиги во имя окончательной победы.АлексийПатриарх Московский и всея РусиАП РФ. ф. 3, Оп. 60. Д. 32. Л. 67. Газетная вырезка. ГА РФ. ф. Р-6991. Оп. 2. Оп. 2. Д. 3. Л. 63. Автограф. Известия. 1945. 4 мая. № 103а Телеграмма патриарха Московского и всея Руси Алексия была на­правлена Сталинучерез Совет по делам Русской Православной Церкви при НК СССР. В записке Г. Г. Карпова от 3 мая 1945 года за № 116с предложе- ® также опубликовать ее в центральных газетах. Внизу записки помета: [елеграмма] послана в ТАСС. 3/У—45 г.». — Прим. ред.

 


168

Раздел 1

№ 67Обращение архиепископа Курского и Белгородского Питирима к духовенству и мирянам области с призывом активно подписываться на 4-й государственный военный заем[4 мая 1945 г.а]Смиренный Питирим архиепископ Курский и Белгородский Пастырям и пастве Русской Православной Церкви Курской епархииБлагодать Вам и мир да умножатсяВ настоящее время героическая Красная Армия не только пол­ностью очистила нашу Родину от немецко-фашистских захватчи­ков, но беспощадно бьет их на их собственной территории.Нелегко дались эти победы Красной Армии и Советскому Союзу.Величайшие победы нашей Красной Армии — яркий пока­затель силы и могущества советского социалистического госу­дарства, которое в короткий срок, в трудных условиях войны, сумело мобилизовать свои неисчислимые ресурсы и направить их на разгром врага.Красная Армия смогла успешно выполнить свой долг потому, что ее беззаветно поддерживала в тылу вся наша страна, все на­роды Советского Союза.На ведение войны Советское государство вынуждено расходо­вать многие миллиарды рублей. Во имя грядущей окончательной победы мы, пастыри и пасомые Православной церкви, вместе со всем советским народом должны напрячь все силы к тому, чтобы помочь Советскому Союзу скорее закончить войну с не­навистным врагом.Сегодня 4 мая наше Правительство выпустило 4 государст­венный заем. Выпуск этого займа совпадает с особыми большими

а Дата оглашения обращения патриарха. — Прим. ред.

 


Документы Церкви

169

трудн°стями, переживаемыми нашей Красной Армией, которая наносит последние сокрушительные удары по врагу.Настоящим призываю пастырей, церковно-приходские советы и паству Курской епархии приближение конца разгрома врага оз­наменовать подписками на 4-й Государственный заем. Предлагаю Церковным советам выделить из церковных сумм щедрую сумму на это благое дело.Благословение Божие да почиет на Вас всех.О сумме подписки на заем немедленно сообщите мне.Питирим, Архиепископ Курский и БелгородскийПомета вверху листа: Подлежит оглашению не ранее дня выпуска займа 4 мая 18 час.ГАКО. Ф. Р-3522. Оп. 10. Д. 72. Л. 286. Заверенная копия.№68Поздравительная телеграмма патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) И. В. Сталину в связи с победой над фашистской Германией9 мая 1945 г. г. Москва, КремльИосифу Виссарионовичу СталинуСегодня, в исторический, радостный праздник победы мысли всех верных сынов нашей родины несутся к Вам, нашему любимо­му богоданному вождю, чьими неусыпными трудами и заботами страна наша достигла величайшей победы и мира.Православная церковь наша зовет всех своих чад торжествен­ной всецерковной молитвой ознаменовать этот светлый празд-

 


170

Раздел 1

ник русского народа, она возглашает Вам, своему дорогому вож­дю многая и многая лета счастливой жизни на благо и радость нашего народа.Алексий, Патриарх Московский и всея РусиАП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 32. Л. 68. Копия.№ 69Письмо «Инициативной группы» в СНК УССР о положении греко-католической и униатской церкви в Западной Украине28 мая 1945 г. г. ЛьвовВ греко-католической и униатской церкви и среди духовенства, и среди мирян всегда были люди, сознательные в своей право­славной отцовской вере и ее правде.В нашей истории церковная уния была придумана и осущест­влена поляками, как наиболее успешный и наиболее эффектив­ный способ к 2Ш52сгепш Кгш (уничтожению Руси). Не требуется больших знаний, надо только уметь свободно мыслить, чтобы от­дать себе в этом отчет. Если бы Россия не разделила Польшу, то наш украинский и белорусский народы еще до «весны народов» в XIX столетии, находясь под владычеством Польши, были бы стер­ты с лица земли и благодаря унии превращены в поляков.Таким образом, уже тогда Россия спасла наш народ от позорной гибели. В конце концов, кто же будет помнить о детях, как не мать.Во времена господства Австрии греко-католическая церковь в Галиции в XIX столетии постепенно сбросила с себя духовное польское угнетение и национально возродила наш народ.Но под мадьярским владычеством процесс мадьяризации нашего народа в XIX столетии осуществляло как раз униатское духовенство. Но спасла там наш народ от гибели Чехословакия, возникшая в результате Первой мировой войны.

 


Документы Церкви

171

В то же самое время возникла новая Польша, и вскоре все яснее стало видно, что Галицкая униатская церковь не доброжелательна ни для Польши, ни для Рима. Рим хотел все большей ассими­ляции нашей церкви с латинской церковью и поэтому насильно вводил целибат духовенства. Латинизаторы для духовенства бы­ли ёгаЙ581та1 регхопа (наимилейшими людьми), а те, кто боролся за честь, собственное лицо и права нашей церкви, беспрерывно подвергались обвинениям и преследованиям.Польша стремилась и к латинизации нашей церкви, и к по­лонизации нашего народа, поэтому разрушала и преследовала православную церковь, злоупотребляя при этом словом — уния (захват так называемых поуниатских церквей), беспрерывно об­виняла нашу Галицкую униатскую церковь, а за пределами Гали­ции, с благословения Рима, создавала новую униатскую церковь, подчиненную непосредственно польским епископам.Доходило до чудовищных случаев. Митрополит Андрей Шеп- тицкий явно в газетах протестовал против захвата так называемых поуниатских церквей, а в конце концов папа Пий XI продал эти церкви польскому правительству за два миллиона злотых.Наша Галицкая церковь очутилась в безнадежном положении, не имея возможности движения и роста, и как будто была связана цепями. Латинизаторы проповедовали о том, что наша церковь должна развиваться в направлении все большей латинизации и в ненависти к православной церкви.И те из нас, кто, благодаря различным злоупотреблениям унии, приходил к православной сознательности, болели сердцем, подвергали ревизии свои униатские убеждения, на которых были воспитаны, и ждали нового «потрясения мира», ибо только оно могло нас спасти от гибели, которая надвигалась на нашу церковь и на наш народ под гнетом шовинистической Польши.Война гитлеровской Германии против СССР, вскоре оказа­лась войной, направленной на уничтожение всех славян. Для опытного глаза могло казаться, будто немцы оставляли в покое и греко-католическую и православную церковь. Но опытный глаз замечал, что немцы заблаговременно подготовляли поги­бель для наших церквей, ибо вывели на поверхность всячес­кие секты (те, которые являлись немецкого происхождения), Не позволяли дискуссировать в газетах по вопросу воссоедине­

 


172

Раздел 1

ния греко-католической и православной церквей; в Восточной Украине не разрешали православной церкви консолидироваться, целеустремленно разбивая ее на ряд своих административных ок­ругов, чтобы таким путем подчинить епископов власти начальни­ков отдельных округов. Поэтому старое с1тс1е е! 1трга (разделяй и властвуй) было в полном ходу. Нам становилось все более яснее, что в случае победы немцев в войне и наш народ, и наша церковь были бы обречены на гибель.Но куда было нам обращать свои надежды.Не будем скрывать, ибо все это общеизвестно, что наш народ в Галиции, начиная с XIV столетия, связан с ходом жизненных условий и движений в Западной Европе, пропитан идеями, дейс­твовавшими на западно-европейском поприще, так как в конце концов наш народ не мог иначе противопоставить себя польской агрессии, которая шла на нас под знаменем активного нацио­нализма.С другой стороны, мы сердечно и в мечтах тоШ ргорп (по собс­твенному побуждению) не могли возлагать надежд на СССР, ибо боялись революционного атеизма, были всегда чужды для соци­ализма и, кроме того, не имели доверия к развязке националь­ного вопроса в СССР, правильность которой наглядно показало победоносное ведение войны СССР. Советские народы никогда не могли бы представлять собой одно целое, как это казалось в жизни, и принести такие, достойные удивления, жертвы за свою Отчизну, если бы не были удовлетворены разрешением нацио­нального вопроса.Искренне признаем, что мы под конец немецкой оккупации имели уже только один страх и не имели никакой надежды. Од­нако, мы ошиблись в оценке советской действительности и ис­торической миссии СССР.Под руководством первого маршала, несравненного Сталина, доблестная, удивления достойная, советская армия покрыла се­бя вечной славой, разгромила гитлеровскую Германию, спасла Европу от ужасного нацистского порабощения, а все славянс­кие народы — от гибели. Осуществились вековечные мечты всех украинцев: все украинские земли воссоединились с материком, образовалась заветная «Соборная Украина», реальная, в братском союзе с Москвой и со всеми советскими народами и поэтому не

 


Документы Церкви

173

подверженная опасности, жизнеспособная, со всеми возможнос­тями для наилучшего развития.Маршал Сталин войдет в вечную историю, как собиратель ук­раинских земель, поэтому от нас, западных украинцев, да будет ему истинная сердечная благодарность, ибо наш моральный долг перед советской властью мы никак иначе не можем оплатить.Нам известны очень большие заслуги в деле воссоединения украинских земель и Председателя Совета Народных Комиссаров УССР Никиты Сергеевича Хрущева. Да будет и ему за это большая благодарность от нас, западных украинцев.Мы, нижеподписавшиеся, стоим на этой позиции, понимаем ее важность, и будем искренне стоять на ней в дальнейшем безо всяких оговорок.Мы полностью доверяем советской власти, желаем трудиться для добра нашей прославленной Отчизны, ибо советская власть, понеся столько жертв ради нашего освобождения, пожалеет ли она что-либо ради нашей жизни.Мыслящие люди понимают, что униатская церковь, как тако­вая, в наших новых условиях государственной и народной жизни, является историческим пережитком. В условиях, когда весь укра­инский народ объединился в единый государственный организм, его церковь должна объединиться в единую церковь, в свою род­ную, независимую от чужестранного руководства, — в православ­ную церковь, которая является церковью наших отцов. Этот идеал находил свое признание в наиболее сознательных кругах нашего народа еще в период существования Польши.К сожалению, наши епископы не сориентировались ни в по­литической, ни в церковной, вновь возникшей, ситуации, и волна жизни перекатилась через их головы, а мы остались как будто на разбитом корабле.Наша церковь оказалась в положении безвластия и дезор­ганизации. Это болезненно отражается на нашей церковной Жизни, и такое положение не могло существовать продолжи­тельное время.Поэтому мы, нижеподписавшиеся, руководящие представите­ли наших трех епархий, решили вывести нашу церковь из анархии в состояние консолидации для преобразования ее в православную Церковь, и просим одобрить этот наш почин.