Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Между тем является фактом нечто обратное: через несколько дней после убийства приходит в Виленское епархиальное управ­ление прот[оирею] Голоду представитель немецкой власти и кате­горически требует возвращения для прот(оирея) Виноградова всех потерянных им должностей и особенно ректорства в семинарии.2. Самый факт появления до последнего времени в местных на­циональных газетах (см. напр. «Атейтис», 2/11-44 г. № 27) резких выпадов против м[итрополи]та Сергия, обвинявших его в больше­визме, ясно говорит о том, что местное гестапо спешило повлиять на правительство в смысле скорейшей его ликвидации.3. Властями была создана специальная комиссия по отыски­ванию убийц и даже назначена награда в 1000а марок тому, кто наведет на след убийцы, и об этом было напечатано в газетах один раз от 3 мая, но о деятельности такой комиссии больше никто ничего не слыхал (см. «Вилтер Цейтунг» 3 мая 1944 г.).4. Но самой главной уликой, которую представили против себя же сами виновники убийства и этим выявили себя, есть следую­щее обстоятельство: От 4 мая в местной польской газете (Гониец Цодени 4/У-44 г.) официальное сообщение, наводящее публику на следы преступления. Оказывается, что будто бы еще 23 апреля был украден четырьмя лицами в немецкой форме автомобиль с бензином со станции при Ягелонской улице № 11, причем заве­дующий станцией и сторож были ими связаны и заперты. Описан был точно вид и размер автомобиля. В конце извещения делалось явное указание на то, что это и есть убийцы митрополита.Фактически дело обстояло несколько иначе.Автомобиль был взят легально четырьмя немцами на осно­вании письменного разрешения, представленного заведующему гаража, также обстояло дело и с бензином. Ни заведующий, ни сторож не были связаны, и подобные выезды этих лиц соверша­лись не один раз и раньше, так что было для заведующего и сто­рожа явление нормальное.Очевидно, это были присяжные немецкие палачи на далекие Расстояния. И по убийстве м[итрополита] Сергия преступники (необходимо верить вышеприведенному немецкому сообщению) ВеРнулись на своем автомобиле в гараж и там сдали автомобиль.

а Так в документе, видимо, 10000 или 1000 марок. — Прим. ред.

 


136

Раздел 1

Об этом засвидетельствовал сторож станции священнику Виленс­кого кафедрального собора Льву (Хило) и гражданину Вячеславу] Ивановичу]. Минскому ул. Тургельская.Вот в существенных, но кратких словах, содержание моего доклада в Чрезвычайную комиссию.Физическое расстройство и болезнь ног (ревматизм), нажитые мной при двухнедельном укрывательстве в сырых погребах под Вильно от угрозы вывоза меня немцами, не позволяют мне все это описать на деталях, которые, правда, касаются больше чисто дел церковных. Но уже и через подачу такого заявления я частич­но исполнил волю покойного митрополита, не отыскавши пока возможности сделать личный доклад Патриархии.Надеюсь, что Советское Правительство пойдет мне навстречу и поможет в этом отношении.ЦА ФСБ РФ. Ф. 4. Оп. 2. Д. 1817. Л. 2405-2409. Заверенная копия.№ 54Обращение Курского епископа Питирима (Свиридова) к настоятелям храмов с просьбой обнародовать обращение Совета жен и матерей офицеров об оказании помощи на содержание детского сада для детей офицеров, погибших и находящихся на фронте7 сентября 1944 г.аПисьмо Курского горвоенкомата и Совета жен и матерей офицеров в Курскую епархиюь29 августа 1944 г№ 3/029Курский горвоенкомат и Совет жен и матерей офицеров в по­рядке собственной инициативы предприняли меры по организа-а Дата предположительная, т. к. закрыта пятном. ь Письмо Курского горвоенкомата и Совета открывает обращение Курс­кого епископа Питирима.

 


Документы Церкви

137

ции детсада на 60 человек детей офицеров, погибших и находя­щихся на фронте. Материальные затраты, произведенные в пре­делах 35—40 т[ыс.] р[уб.], не обеспечивают нормальных условий содержания детей детсада.Поэтому горвоенкомат и Совет жен и матерей офицеров обра­щается к Вам с просьбой оказать посильную помощь на улучше­ние организации и содержания детей офицеров-фронтовиков.Нач. 3 части Курск[ого] горвоенкомата майор КирилловПредседатель] Совета жен и матерей (подпись)Настоятелю храмаНа отношении Курского горвоенкомата и Совета жен и матерей офицеров от 29.8.44 г. последовала моя резолюция следующего содержания:«Предлагается настоятелям церквей Курской епархии обна­родовать настоящее обращение Совета жен и матерей офицеров за богослужением в праздничные дни и призвать сердобольных христиан и церковно-приход[ской] совет к пожертвованиям на призрение детей погибших офицеров-фронтовиков.»Отцы, братие и сестры! Выполните свой христианский долг перед Родиной. Не допускайте, чтобы в тяжкие дни Отечествен­ной войны в нашей стране осиротелые дети, отцы которых отдали свою жизнь за наш с вами покой остались бы без призора. Бог Вас не оставит и благодарная Родина не забудет Ваши заботы об оси­ротелых детях. Лично от себя на святое дело жертвую 5000 руб.Пожертвования направляйте на имя председателя Епархиаль­ного] комитета прот[оиерея] Костенича. Курск. Дмитрова 91 или сдавайте благочинному.Епископ Курский ПитиримГАКО. ф. Р-5027. Оп. 1. Д. 1. Л. 14. Заверенная печатью Епархиального Архиерея копия.

 


Раздел 1

№ 55Обращение епископа Курского Питирима (Свиридова) к духовенству и мирянам области об оказании помощи раненым и детям погибших воинов3 сентября 1944 г.Обращение к пастырям и пасомым Курской области Питирима епископа КурскогоВероломно вторгнувшийся в наши священные пределы ковар­ный и злой враг терпит одно поражение за другим. Война подхо­дит к победному концу.Недалек тот день, когда гитлеровская Германия будет окон­чательно разгромлена и когда снова воссияет время счастливого труда и свободной жизни.Эту победу куют отцы и братья наши, которые выполняют высшую заповедь Христа о любви к ближнему до самопожерт­вования, не щадя своей жизни и крови, изгоняют врага с нашей священной земли и приступают к уничтожению его в его собс­твенной берлоге.Уйдя на войну, они оставили свою семью, своих детей в полной надежде, что о них позаботятся в тылу.Государство проявляет огромную заботу о детях воинов, сражаю­щихся на поле брани, о сиротах, отцы которых с честью пали смер­тью храбрых за честь и независимость нашей дорогой Родины.Государство организовало массу школ, детских яслей, выдает детские пособия им, оказывает помощь натурой.Но все это не дает нам права успокаиваться и не проявлять заботу о раненых, о детях воинов, оставшихся без отцов, нужда­ющихся в оказании той или другой помощи.Отцы, братие и сестры!Вспомните ваш христианский долг перед Родиной. Не допус­кайте, чтобы в тяжелые дни Отечественной войны в нашей стране дети, отцы которых отдали или отдают свою жизнь за наш покой и спокойный труд, не чувствовали о себе нашей заботы.

 


Документы Церкви

139

Бог вас не оставит, и благодарная Родина не забудет вашего доброго дела в это тяжкое для нас время.Я призываю вас, сердобольных христиан, на оказание помо­щи раненым воинам и детям воинов, погибших на поле брани или сражающихся за нас с ненавистным фашистским зверь­ем.Призывая на вас благословение Господа нашего Иисуса Хрис­та, я надеюсь, что обращение мое найдет отклик в сердцах веру­ющих, чадах нашей православной церкви. Аминь.Смиренный Питирим, епископ КурскийГАКО. Ф. Р-5027. Оп. 1. Д. 1. Л. 9-9об. Заверенная копия.№ 56Письмо Николая (Ярушевича) митрополита Крутицкого и Коломенского Г. Г. Карпову с ходатайством о награждении медалью «За оборону Москвы» духовенства г. Москвы15 сентября 1944 г. г. МоскваПредставляя при сем список духовенства г. Москвы, проявив­шего особую патриотическую деятельность в месяцы обороны столицы, прошу Вашего ходатайства о награждении указанных представителей духовенства медалью «За оборону Москвы».3Николай Управляющий Московской епархииМитрополит Крутицкийа Медаль «За оборону Москвы» учреждена Указом Президиума Верхов- Ног° Совета СССР. 1 мая 1944 года. — Прим. ред.

 


140

Раздел 1

Список духовенства г. Москвы и Тулы, проявившего особую патриотическую деятельность в месяцы обороны столицы(октябрь 1941 г. — январь 1942 г.)1. Палицын Алексей Михайлович, год рождения 1881, нацио­нальность: русский.Сейчас — Архиепископ Куйбышевский.В октябре 1941 г. — январе 1942 г. — Архиепископ Волоко­ламский, управляющий Московской епархии, оставшись после эвакуации Митрополита Сергия во главе Московской епархии, организовывал частные богослужения по храмам г. Москвы с про­изнесением патриотических речей, укреплявших веру в победу и вселявших дух мужества.Призывал — в своих обращениях к храмам — к денежным сбо­рам на нужды обороны Москвы и организовал эти сборы.Адрес: г. Куйбышев, пер. Бородина, д. 9.2. Колчицкий Николай Федорович, год рождения 1890, нацио­нальность: русский.Протоиерей, настоятель Кафедрального Патриаршего собора в Москве и Управляющий делами Московской Патриархии.До эвакуации в г. Ульяновск (14 октября 1941 г.), в течение сен­тября и первой половины октября был деятельным помощником Митрополита Сергия по распространению среди верующих его патриотических посланий. Сам совершал патриотические молеб­ны в соборе и произносил речи с призывами к мужеству, к помо­щи Родине в деле зашиты Москвы. При нем кафедральный собор внес на оборону 100 тысяч рублей.Адрес: Москва, Черкизово, ул. Просторной и Бунтарской ул., дом 45/46.3. Бажанов Николай Павлович, год рождения 1891, националь­ность: русский.Протоиерей, настоятель Воскресенской церкви на Борисовс­ком переулке г. Москвы.Состоял начальником команды противопожарной охраны в домах №№ 5 и 7 по Краснопролетарскому тупику (84-е домоуп­равление), лично принимал участие в тушении зажигательных

 


Документы Церкви

141

бомб. Как священник организовал в своем храме служение пат­риотических молебнов и произносил речи с призывами к защите Москвы.Адрес: Москва, Ново-Воротниковский пер., д. 3, кв. 2а.4. Цветков Павел Иванович, год рождения 1890, национальность: русский.Протоиерей, благочинный 2 округа г. Москвы. Настоятель Ильинской церкви, что в Черкизове, г. Москвы.Организовал бомбоубежище в храме. Лично участвовал в ры­тье водоема около стадиона «Сталинец» — для оборонных целей. Организовал в приходе сбор цветного лома (2 воза) на нужды обо­роны. Произносил патриотические речи. Организовал денежные сборы среди верующих на оборону — около 50 тысяч рублей. Адрес: Москва, Черкизово, Штатный пер., д. 9.5. Марков Стефан Маркович, год рождения 1883, националь­ность: русский.Протоиерей, благочинный 1 округа г. Москвы. Настоятель Зна­менской церкви, что в Переяславской слободе, г. Москвы. Участвовал в пожарной охране своего домоуправления. В храме производил сбор теплых вещей для армии. Обращался с церков­ного амвона с призывами к бодрости и трудам на защиту Москвы. Организовал сбор от храма на оборону в 80 тысяч рублей.Адрес: Москва, 3-й Троицкий пер., д. 2, кв. 4.6. Пономарев Аркадий Константинович, год рождения 1884, нацио­нальность: русский.Протоиерей, настоятель Петропавловской церкви, что у Яуз­ских ворот, г. Москвы.В храме организовал бомбоубежище. Организовал сбор сереб­ряных вещей на нужды обороны. Производил среди верующих сборы на блюдо на оборону. Произносил ободряющие патриоти­ческие проповеди.а Далее в копии списка следовала фамилия протоиерея, настоятеля церк- ви Илии Обыденного Александра Васильевича Толгского, 1880 г. рождения, Русский, исключенный в окончательной редакции списка. — Прим. ред.

 


142

Раздел 1

7. Романков Василий Филиппович, год рождения 1891, нацио­нальность: русский.Протоиерей. Настоятель церкви Пятницкого кладбища г. Москвы. Организовал сбор среди верующих на нужды обороны — 250 тысяч рублей, сбор теплой одежды для армии. Участвовал в противопожарной обороне на территории домоуправления. В хра­ме вел патриотические беседы.Адрес: г. Бабушкин, Троицкий тупик, д. 6.8. Кузнецов Михаил Георгиевич, год рождения 1890, националь­ность: русский.Протоиерей. Настоятель церкви при ст. Лосиноостровская (г. Бабушкин).Часто выступал в храме с патриотическими речами. Устраи­вал специальные патриотические молебны. Производил сбор де­ньгами в храме — на оборону Москвы. При его участии храмом внесено на оборону около 60 тысяч рублей.Адрес: г. Бабушкин, Ярославское шоссе, д. 97/12.9. Соллертинский Вячеслав Степанович, год рождения 1872, на­циональность: русский.Протоиерей. Настоятель Преображенской церкви, что на Пре­ображенской площади г. Москвы.В храме вел ободряющие патриотические беседы; организовал в храме бомбоубежище; вел сборы вещей среди верующих на нуж­ды армии. Денежных пожертвований на оборону страны было им собрано около 30 тысяч рублей.Адрес: Москва, Черкизово, Пушкинская ул., д. 2, кв. 1.10. Филонов Петр Дмитриевич, год рождения 1876, националь­ность: русский.Протоиерей. Настоятель церкви Нечаянной Радости, что в Ма­рьиной Роще г. Москвы.В храме устроил бомбоубежище. Частыми выступлениями с амвона поддерживал дух верующих. Обходил дома верующих с целью поддержания бодрости и мужества. Организовал в храме сборы на оборону страны во время богослужений.Адрес: Москва, 2-я Хуторская, д. 13, кв. 5.

 


Документы Церкви

143

11. Успенский Павел Степанович, год рождения 1885, националь­ность: русский.Протоиерей. Настоятель церкви Даниловского кладбища в г. Москве.Часто выступал в храме с призывами сохранять мужество и не колеблясь верить в победу. Совместно с церковным советом организовал сборы на оборону и в храме и по домам верующих.Адрес: Москва, поселок Ленина, Железнодорожный пер. д. 15 (быв. Царицыно).12.Лепехин Павел Васильевич, год рождения 1880, националь­ность: русский.Протоиерей. Настоятель Николаевской церкви, что в Хамов­никах (Теплый пер.) г. Москвы.В тяжелые дни вел себя как пастырь-патриот. Организовал в храме патриотические богослужения, сопровождая их речами патриотического содержания. Располагал верующих к жертвам на нужды обороны. Лично производил в храме сборы деньгами и вещами и сам жертвовал личные вещи на оборону.Адрес: город Бабушкин, 2-й Шоссейный пер. д. 12.13. Казанский Федор Павлович, год рождения 1874, националь­ность: русский.Протоиерей. Благочинный 3 округа г. Москвы. Настоятель цер­кви Ваганьковского кладбища г. Москвы, в октябре 1941 г. — январе 1942 г.был настоятелем церкви г. Павлово-Посада.В храме организовал систематические специальные богослуже­ния с произнесением патриотических бесед. Участвовал в похоронах нескольких десятков рабочих, убитых при вражеском налете на один из заводов, и произносил патриотическую речь, причем во время по­хорон был совершен новый налет на город. Обходил дома верующих с ободрением и призывами к жертвам на нужды обороны.Адрес: Москва, Малая Екатерининская улица, 16, кв. 6.14. Ларин Сергей Иванович, год рождения 1908, национальность: русский.Сейчас — епископ Кировоградский, викарий Одесской епар­хии.

 


144

Раздел 1

В октябре 1941 г. — январе 1942 г. — обновленческий епископ Звенигородский, управлявший обновленческой Московской епар­хией вместо эвакуированного митрополита Введенского.В храмах г. Москвы организовал частые богослужения с произ­несением речей на патриотические темы, вдохновлял верующих к защите столицы и к жертвам на нужды обороны Москвы и стра­ны. Обращался к верующим с письменными посланиями патри­отического характера с выражением веры в победу над врагом. Адрес: город Одесса.Город Тула1. Турбин Петр Александрович, год рождения 1886, националь­ность: русский.Протоиерей. Настоятель Всехсвятской церкви г. Тулы.Во время обстрела Тулы, при подходе врага, не прекращал бо­гослужений, вел непрерывные патриотические беседы, призывал к мужеству, неоднократно лично подвергаясь опасностям при об­стреле и бомбежке. Организовал среди верующих дружины на строительство оборонительных сооружений. Производил сборы в храме на оборону.Адрес: город Тула, ул. Свердлова, дом 76.2. Понятский Михаил Димитриевич, год рождения 1886, наци­ональность: русский.Протоиерей. Благочинный Тульской области. Настоятель цер­кви 12 апостолов г. Тулы.Совместно с П. Турбиным (см. № 1) совершал в храме патрио­тические богослужения. Организовывал сборы в храме и по домам верующих на оборону страны. Проявлял личное мужество при обстреле г. Тулы и вдохновлял к мужеству верующих.Адрес: город Тула, ул. Свердлова, д. 76.Николай Митрополит Крутицкий,управляющий Московской епархиейа.ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 3. Л. 194-198.а Рукописный правленый экз. списка см.: ГАРФ. ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 3. Л. 200-204.

 


Документы Церкви

145

№ 57Письмо патриарха Алексия (Симанского) И. В. Сталину о внесении Патриархией 1 млн. руб. в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии10 октября 1944 г.Москва. ПатриархияДорогой Иосиф Виссарионович!В порыве патриотического воодушевления, по призыву покой­ного Патриарха Сергия, клир и верующие Русской Православной Церкви в течение всего военного периода собирали средства и жертвовали их на военные нужды, в частности на танковую ко­лонну имени Димитрия Донского, внося этим свою долю учас­тия в великое дело борьбы, которую, под Вашим верховным во­дительством, так победоносно ведет весь русский народ. Ваши сердечные ответы на наши сообщения об этих патриотических взносах вдохновляли жертвователей, и их число умножалось. К настоящему времени общая цифра этих взносов доходит до 150 миллионов рублей, не считая пожертвований ценными ве­щами всякого рода.Несомненно, близкий конец войны уже виден; блестящие по­беды и стремительное продвижение нашей победоносной Красной Армии громко свидетельствуют о скором разгроме германского фашизма и на этом последнем этапе войны новые задачи встают перед нами.Я нашел благовременным призвать духовенство и верующих на­шей Православной Церкви ознаменовать приближение победного конца войны всецерковным сбором щедрых пожертвований в фонд помощи детям и семьям бойцов доблестной Красной Армии.Эта забота со стороны всех верующих нашего Союза о детях и семьях наших родных воинов и защитников да облегчит их под- Виг> а нас да соединит еще более тесными духовными узами с теми, кто не щадит и крови своей ради свободы и благоденствия нашей Родины!Для начала дела Патриархия вносит один миллион рублей.

 


146

Раздел 1

Докладывая, дорогой Иосиф Виссарионович, Вам, чья посто­янная забота простирается на все стороны жизни русского народа, об этом новом патриотическом начинании, к которому я призы­ваю русскую Церковь, я не сомневаюсь, что оно встретит с Вашей стороны одобрение. И это еще более побудит всех нас приложить все усилия к тому, чтобы оказаться достойными великой чести быть участниками в том общем связанном с войной всенародном подвиге, который возглавлен Вами, нашим любимым, Богом дан­ным, Верховным Вождем.Примите, глубокочтимый и дорогой Иосиф Виссарионович, уверение в моем искреннем и глубоком уважении.А. М.Л.и Н. П. М.аРГАСПИ. Ф. 628. Оп. 1. Д. 402. Л. 13-14. Подлинник. ГА РФ. Ф. Р-6991 Оп. 2. Д. 3. Л. 43. Зав. копия.№ 58Письмо православного духовенства Закарпатской Руси И. В. Сталину с просьбой принять Карпатскую Русь в состав Советского Союза18 ноября 1944 г. г. МукачевоВеликому вождю маршалу Советского Союза товарищу Иосифу Виссарионовичу СталинуМы, нижеподписавшиеся представители Православных Об­щин в Карпатской Руси, выражая волю всего нашего русского православного народа, просим включить Закарпатскую Украинуа Алексий, Метрополит Ленинградский и Новгородский; Патриарх Мос­ковский. — Прим. ред..

 


Документы Церкви

147

(Карпатскую Русь) в состав СССР в форме: Карпато-русская Со­ветская Республика12.Желания и мечты наших предков были всегда те, чтобы на­ша область за Карпатами заселена русинами, т. е. Руси-сынами, возвратилась к своей матери — великой Руси. Но наши порабо­тители всегда тому препятствовали. Таким образом, мы целые столетия оставались в германо-венгерском рабстве вплоть до 1919 года.В 1919 г. на мирной конференции наша область, именуемая Карпатская Русь, согласно Сен.Жерменскому договору3 на авто­номных правах была присоединена к Чехословацкой Республике. Уже тогда нашу область признали Карпатской Русью, ибо здесь живет искони русское племя. Сам народ именует себя «карпато- русс», русин, то есть, Руси-сын, вера «русска», жена «русска», мама «русска» и т. д.С названием «Украина», «украинский» наш народ был позна­комлен только под чешским владычеством, после Первой мировой войны и то интеллигенцией, пришедшей с Галичины. Этих гали­чан само чешское правительство призвало в Карпатскую Русь, и их идеологию, за все время существования Чешской Республики, серьезно финансировало.Но в 1939 г. оказалось, что сеперастческоеь украинство в Кар­патской Руси жило на двух хлебах: чешском и германском. Когда в 1939 г. Гитлер начал оккупировать Чехословакию, то он воззвал своих наемников, галицких сепаратистов по всей Чехословакии и Германии и всех выслал на Карпатскую Русь с поручением провоз­гласить Карпатскую Русь Карпатской Украиной и начать работу в пользу Германии, на ущерб всем славянам, а особенно Советскому Союзу. Прямой задачей этих сепаратистов было подточить устои Советского Союза.Против зверского насилия германофилов — галицких сепара­тистов местное население Карпатской Руси, как и чешские власти, оказались бессильными: Гитлер Чехию взял под свой протекторат, Словакию объявил самостоятельной, а Карпатскую Русь (Укра­ину), испробовав ее, передал Венгрии. Передал он Карпатскуюа Так в тексте. ь Так в тексте.

 


148

Раздел 1

Украину Венгрии не потому, что она ему не была нужна, а потому, что население Карпатской Руси поставилось против украинской идеологии вообще, а против сеперастических планов гитлеровых наемников, в особенности. У нас все знают, что «от Карпат до Владивостока и Кремля — все русская земля».Очень интересно, что галицкие украинствующие сепаратис­ты избивали карпаторусское население и его интеллигенцию и говорили: «Кацапи, маскали, вам мисто у Москви, там у вашого Сталина». Мадьяре при избиении нас то же самое говорили: «Рус- ско комуништо, иди в Москву к твоему Сталину».Все это наше карпаторусское население с великим терпением и болью сердца переносило, ожидая своего спасения именно от Москвы. А что это правда, то это уже тем доказано, что когда гра­ницы Советского Союза оказались на наших Карпатах, то наши юноши и девушки — интеллигенция и простой народ — крес­тьянство массами бежали в Советский Союз.Вопрос: Почему наш народ не бежал раньше за Карпаты к галичанам в Польше? А именно потому, что наш народ никогда не разделял и не соглашался с идеологией галицких, украинст- вующих.Наш народ — русский, русин, Руси-сын. Наши матери не рож­дали нерусских сыновей. Наша русскость не вчерашняя, наша русскость не моложе Карпат...Только тем и можно объяснить эту несказанную радость при встрече русской Красной Армии.Но эта радость молниеносно была убита в нашем народе вес­тью, что наша Карпатская Русь, под названием Закарпатская Украина, войдет в состав Чехословацкой Республики. Оказы­вается, что мечты наших предков остались только мечтами и для нас.Но, наученные горьким опытом, мы решительно заявляем, что политическая, экономическая, культурная и социальная жизнь великого, родного нам Советского Союза, и не в коем случае не в каком-либо чужом государстве.Чаша нашего терпения переполнена: довольно игрались нами наши недруги, бросая нас из рук в руки.ВОЛЯ КАРПАТОРУССКОГО НАШЕГО НАРОДА - ХОТИМ РАЗ И НАВСЕГДА СВЯЗАТЬ СВОЮ СУДЬБУ С СУДЬБОЮ НА-

 


Документы Церкви

149

Ц1ИХ СОПЛЕМЕННИКОВ В СССР и то определить нам Кар- паторусскую Советскую Республику от Ясиня до Попрада и от Ужока до Доброчина (Дебрецена).Выражая великую радость и глубокую благодарность по поводу освобождения великому вождю и освободителю всего славянства и Европы товарищу Маршалу Сталину и Красной Армии, просим принять Карпатскую Русь в состав Советского Союза.В Мукачеве дня 18 ноября 1944 года.Игумен Феофан Сабов, заместитель епископа и администратор Православной Мукачевско-Пряшевской епархии.Архимандрит Алексий Каболюк, настоятель Св. Н. монастыря. Протоиерей Димитрий Беляков, член Высшего Духовного суда епархий.Священник Иоанн Кополович, секретарь епархиального управления.Профессор Петр Васильевич] Линтур.РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 313. Л. 207-208. Копия. ЦГАОО Украины. Ф. 1. Оп. 23. Д. 887. Л .26-27. Копия.

 


150

Раздел 1

№ 59Петиция игумена Феофана (Сабова) и 23 священников Мукачевско-Пряшевской епархии13 к митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому) Патриаршему местоблюстителю с просьбой принять их епархию в состав Московской Патриархии19 ноября 1944 г.аЕго Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Алексию, Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому и местоблюстителю патриаршего престола в МосквеВаше Высокопреосвященство!На южном склоне Северных Карпат, между названными Кар­патскими горами и рекою Тиса, издревле живет русский народ, называемый иначе еще русинами или украинцами. В религиоз­ном отношении этот карпато-русский народ сперва исповедовал православную веру. Но так как наш народ находился под чужой властью Австро-Венгрии, где господствовало католическое веро­исповедание, то это отразилось, помимо национального и поли­тического угнетения нашего народа, и на его религиозной жиз­ни. Католические власти бывшей австро-венгерской монархии прилагали все свои усилия к тому, чтобы отвратить наш народ от православной веры и перевести его в католичество. И когда не успели в этом иначе, они приступили к обману и насилию. Так в 17 веке у нас была введена уния с Римом.а Дата передачи обращения по телеграфу. В сопроводительном письме от 19 ноября 1944 г. члена Военного Совета 4 Украинского фронта Л. 3. Мехлиса начальнику Генерального штаба Красной Армии А. И. Антонову говорится, что петицию по телеграфу в копии передать А. Н. Поскребышеву для Се­менова (Сталина). Внизу листа имеется справка от руки «Тов. Карпов сооб­щил, петиция им получена и направлена митрополиту Алексию. 21.Х.44 г. В. Чернова». — Прим. ред.

 


Документы Церкви

151

Народ и православное духовенство долго давали отпор против новой веры и защищали свое православие. Так в борьбе против унии особенно выдвинулись иерей Михай Росвиговский, епис­коп Досифей и прочие. Но в конце концов насилие загосподс- твовало. Наш народ в первой половине 18 века был окончательно и насильственно переведен в унию. И так, на кафедру право­славного епископа в Мукачеве сели униатские бискупы, зна­менитые и древние православные монастыри в Мукачеве, Имс- тичеве, Красной Броде, Грушеве, Драгове, Угле и прочие были превращены в униатские и т. д. Казалось на вид, что на Карпат­ской Руси православная вера окончательно уничтожена. Между тем народ в своих сердцах и дальше оставался православным и ожидал только более подходящего момента, чтобы возвратиться обратно в свою прадеднюю веру. И действительно, наш народ не­сколько раз пробовал осуществить это свое намерение, но всякая такая попытка была со стороны властей всегда силой оружия кроваво подавлена. Но несмотря на это, в первых годах 20 века этот внутренний религиозный огонь все же выбивается наружу, и начинается открытое отступление от унии и возвращение к православной вере. К возобновлению православной церковной жизни на Карпатской Руси была необходима всесторонняя по­мощь со стороны какой-нибудь организованной православной церкви. Естественно, что за такой помощью возобновители св. православия у нас обратились к Русской Православной Церкви, как церкви, объединяющей одноплеменный наш народ. В Рос­сию они послали своих сынов для подготовления таковых к священнической службе. Но австро-венгерские власти, плохо поняв это религиозное движение нашего народа, придали ему чисто политическую окраску. И так, в 1914 г. дошло к преслову­тому марамош-сигетскому процессу, на котором около 100 наших православных крестьян было обвинено за измену государству в пользу России и присуждено к тюремному заключению. Однако и этим австро-венгерские власти не успели подавить все более Развивающееся православное движение. Перемена настало толь­ко в том, что теперь уже православные обратились за помощью к Православной церкви, существующей в самой Австро-Венгрии, а именно, к сербской православной церкви, которая имела не- Ск°лько епархий и даже митрополита (патриарха) в Сремских

 


152

Раздел 1

Карловцах. Однако австро-венгерское правительство и тут ста­вило всевозможные препятствия и не разрешило организовать нашу православную церковь. В таком положении застало нас окончание первой мировой войны.После мировой войны наша Карпатская Русь вошла в состав Чехословацкой республики, где была объявлена религиозная сво­бода. Тогда наш народ с великим религиозным порывом массами начал возвращаться в лоно святой православной церкви. И теперь уже явилась необходимость организовать нашу церковную жизнь на основании священным канонов. Но бывший чехословацкий режим снова делал нам известные препятствия, как например, во всех селах, где народ перешел в православие, все церковное имущество (храмы, приходские дома и прочее) осталось и в даль­нейшем собственностью униатской церкви, а наш православный народ, который очень беден, должен был снова строить себе право­славные храмы и приходские дома. Таким образом, наша церковь осталась совершенно нищей. Тогда мы обратились за помощью снова к сербской православной церкви, как единственной право­славной церкви, которая в то время могла нам оказать помощь. Это наше обращение базировалось как на существующих здесь гражданских законах, так и на церковных канонах. Так началась организация нашей православной Мукачевско-Пряшевской епар­хии, под руководством и защитой сербской православной цер­кви, как церкви-матери. С помощью ее были поборены многие препятствия, стоящие на пути процветания нашей церковной жизни: она, из-за недостатка наших людей, посылала нам своих епископов, снабжала нас св[яшенным] миром, воспитывала нам духовенство и пр. и пр. Таким образом с помощью, оказываемой нам со стороны сербской православной церкви, подобно евангель­ской притче о зерне гору щечном, из двух первоначальных цер­ковных общин (Иза и Великие Лучки), наша церковь развилась в организованную епархию, которая в настоящее время состоит из 140 церковных общин (приходов), 135 священников и священно- монахов, 4 мужеских и 2 девичьих монастырей и скитов, 3 благо- чиний и около 150.000 верующих. Новопостроенная епископская резиденция находится в г. Мукачево.Начиная с осени 1938 г., наша церковь начала переживать со дня на день все более тяжелую религиозную и национальную

 


Документы Церкви

153

депрессию. Особенно тяжелые времена для нее настали с марта месяца 1939 г., когда Карпатская Русь снова была оккупирова­на венграми, известными неприятелями всего православного, русского и вообще славянского. Венгры все больше и больше ограничивали наши права, а кульминацию своей ненависти к нам они проявили в 1941 г., когда вместе с немцами объявили войну сначала Югославии, а позже и Советскому Союзу. Тогда они интернировали нашего епископа Владимира, а потом, как югославского подданного, совсем прогнали его в Сербию. С тех пор мы не имеем связи с нашим епископом. И несмотря на то, что наш архиерей оставил нам своего канонического заместителя и администратора епархии в лице досточтимого о[тца] игумена Феофана Сабова, венгры силой навязали нам некого прот[оирея] Михаила Попова, русского эмигранта, который был еще раньше русской зарубежной церковью запрещен в священнослужении и лишен сана за разного рода преступления, но который был хо­рошим оружием в руках венгров для разрушения и осквернения нашей церкви. Этот Попов силой прибрал епархию в свои руки и целых два с половиною года бесчинствовал у нас. И только с Божьей помощью нам, в конце концов, удалось добиться того, чтобы этот самозванец был удален, и чтобы управление епархии снова перешло в руки законному архиерейскому заместителю, который в данное время управляет ею.Когда сербская православная церковь принимала нас под свое духовное покровительство, блаженной памяти тогдашний патри­арх Димитрий сказал нашим представителям, что он берет нашу епархию под свое попечение с тем условием, что как только ока­жется возможность передать ее Русской Православной Церкви, то сербская церковь это с радостью сделает. Того придержива­лись и последующие сербские святейшие патриархи, в том духе работали у нас и все сербские епископы. Мы вспоминаем слова нашего епископа Владимира, сказанные им при вступлении на нашу епископскую кафедру в 1938 год. Тогда он сказал: «Когда я прощался со святейшим патриархом Гавриилом перед отъездом к вам, он сказал мне: дай Бог, чтобы Вы передали Мукачевскую епархию святейшему патриарху Московскому».Из всего этого видно, что сербская православная церковь при­готовляла нашу епархию как подарок, который намеревалась пре­

 


154

Раздел 1

поднести Русской Православной Церкви, к которой мы должны принадлежать, и чтобы этим хотя бы отчасти отблагодариться русскому народу и русской церкви за те обильные благодеяния, которые русский народ и русская церковь сделали и делают для сербов и для их церкви.Ваше Высокопреосвященство!Сообщая Вам все это, мы от имени всего карпато-русского православного духовенства и народа припадаем к Вашим святи­тельским стопам и со своей стороны выражаем желание — при­ключить нашу епархию в состав Московской патриархии. Но так как, ввиду военных операций, мы не имеем никаких свя­зей ни с нашим епископом, ни с святейшим Синодом сербской церкви, — а таких теперь и не можем иметь, — то смиреннейше просим Ваше Высокопреосвященство и Святейший Синод Рус­ской Православной Церкви вступить в контакт с Святейшим Синодом сербской православной церкви и каноническим путем оформить наш переход от сербской к русской церкви. С этой просьбой, с этой надеждой мы осмеливаемся послать к Вам на­ших делегатов в лице...аКоторых смиреннейше просим принять и выслушать их про­сьбы и устные доклады. Надеюсь, что Ваше Высокопреосвященс­тво и Святейший Синод Русской Православной Церкви не отка­жет нам в нашей просьбе и окажет нам всестороннюю помощь и защиту, остаемся, испрашивая Ваших святительских молитв и архипастырского благословения:Игумен Феофан (Сабов) — Заместитель епископаи администратор Православной Мукачевско-Пряшевской епархии,23 священника различных ранговАП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 30. Л. 6-11. Копия. а Фамилии не указаны, вместо них отточие.

 


Документы Церкви

№ 60Отчетные сведения о состоянии Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской и Олонецкой епархий, подготовленные архиепископом Псковским и Порховским Григорием (Чуковым), временно управляющим Ленинградской, Вологодской и Олонецкой епархиями по состоянию на 1 ноября 1944 года22 ноября 1944 г.На 1 ноября 1944 г. всех церквей в 5 порученных моему уп­равлению епархиях: Ленинградской, Новгородской, Псковской, Вологодской и Олонецкой было 208. Из них богослужение совер­шалось в 89 церквах, в частности, по епархиям:ЕпархииОбщее число церквейЧисло действующихЛенинградская6431Новгородская4215Псковская7837Вологодская65Олонецкая181Всего20889В число церквей Псковской епархии вошли 14 церквей Пе­черского края, присоединенного из Эстонии к Псковской об­ласти.2. Число духовенства в епархияхВсего штатного духовенства в названных епархиях — 117 че­ловек: из них 1 — архимандрит, 1 — игумен, 24 — протоиерея, 4 — иеромонаха, 74 священника, 7 диаконов, и 6 псаломщиков. В частности, по епархиям это число распределяется следующим образом:

 


156

Раздел 1

Епархии Архиманд. Игум. Протоиер. Иеромон. Священ. Диак. Псалом. ВсегоЛенинградская 1—161232—43Новгородская --3-14--17Псковская —133315548Вологодская —-2-5--7Олонецкая ———-1—12Всего: 112447476117Наименование приходов, церквей и распределение по ним ду­ховенства с поименным их указанием обозначены в прилагаемых при сем списках по каждой епархии3.3