Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

правоверным святой православной церкви, относительно якобы свободной религиозной проповеди в Советском Союзе.Мы знаем, что почтенный Сергий в действительности не поль­зуется «религиозной свободой» и исходящие от него постановле­ния издаются под нажимом и принуждением, а не добровольно, ибо методы и средства НКВД мы знаем на собственной опыте.Большевики стараются также и белорусский народ ввести в за­блуждение всей своей новой обманчивой церковной политикой.Но мы предупреждаем, чтобы не пасть жертвой этой попытки. Большевизм не изменил своего сатанинского лица. Он остается волком в овечьей шкуре. Так, как он раньше уничтожил наших архипастырей и пастырей, также же он дал убить почтенного мит­рополита Вильно и Литвы и наместника Латвии и Эстонии Сергия, который своих прихожан укрепил в вере во Христа. И в оставлен­ных немцами областях большевизм показывает свое настоящее ан­тихристианское лицо. Наших братьев во Христе истязают и мучают до смерти, они преследуются из-за своей христианской веры. Уже всему миру известно, что, как и в прежние времена кровавого боль­шевистского господства, так и теперь пастыри из-за своей веры рас­пинаются на кресте; они хулят церковь и даже верующих в живом теле сжигают в церквях. Большевизм не изменил своего кровавого лица. Он остается бичом человечества, и никакими обманами не запугает, чтобы достичь своей безбожной цели.Собрание епископов священной автономной белорусской церкви предусмотрено® своим долгом — призвать не только всех верующих Белоруссии, но и всего христианского мира не верить сознательно лживой большевистской пропаганде.Собрание епископов священной автономной белорусской церкви не может признать решение теперешнего Московского патриарха, т. к. наша русская сестра-церковь в своих решениях не свободна от господствующего террора НКВД. По этой при­чине собрание не вступает ни в каноническую, ни в духовную связь с Московским патриархом и дальше не будет вступать, пока эта церковь находится в силе действия советского правительства. Одновременно собрание возносит свои молитвы для быстрейшего освобождения святой православной церкви от проклятого боль-

а Так в документе, надо «предусматривает».

 


Документы Церкви 103

Шевистского рабства. Собрание епископов священной автономной церкви призывает белорусский народ совместно с иепархией и белорусской Центральной Радой, как единственно правильным представителем белорусского народа и всего человечестваа.Мы воздаем наши молитвы за всех борцов, стоящих на фронте против большевизма.Мы воздаем наши молитвы придать силы рукам, которые куют оружие для победы.Мы воздаем наши молитвы за победу над большевизмом, за победу веры над безбожием.Мы просим православных патриархов и наших сестер-церквей присоединить свои молитвы к нашим.Примечание. Настоящая архивная копия воспроизведена с документальных материалов, хранящихся в ЦГАОР МВД БССР, фонд — Генеральный Комиссариат Белоруссии, д-386, л-85-89. (Оригинал на немецком языке).Перевела Ковалевская.НАРБ. Ф. 510. Оп. 1. Д. 72. Л. 11-15. Копия делопроизводственного пе­ревода с немецкого языка.№41Письмо партизана А. Г. Голицына митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому) о важной роли агитационного листа митрополита, распространявшегося на оккупированной территории1 мая 1944 г.Тебе, Благочестивому Пастырю и Хранителю веры Христовой °т партизана 2-ой Ленинградской бриг[ады] Голицына Афанасия авРиловича в день всенародного праздника, Первое Мая, шлю

а Так в документе.

 


104

Раздел 1

свой привет и желаю Вам здоровья и укрепления Веры Христи­анской на нашей Родине-Руси.Тебе пишу я и ставлю Вас в известность, что Ваш агитацион­ный^ листок, который Вы засылали в тыл врага к своим едино­верным братьям, временно подпавшим под немецкое рабство, его я как партизан до прихода в г. Ленинград...15Ваш агитационный] листок сыграл немалую роль среди ок­купированного населения в деле оказания помощи партизанам, а вместе с этим и борьбе против фашизма.Этот листок — среди населения — как Божье письмо, и за него немецкие коменданты в своих приказах грозили смертной казнью, у кого он будет обнаружен.Быть может, Вас уже ставили в известность об этом. Но я, как его хранил и им агитировал, довожу Вас, что он оказал немалую роль. Его я Вам и шлю. Вот все, что мог я Вам сообщить: сам я сейчас лежу в госпитале в Л[енин]граде, болею.Если сочтете нужным написать мне ввиде справок, то пиши­те по адресу: Л[енин]град. I. п/ящ.555. 7-ое отделение. Голицыну Афанасию Гавриловичу.До свидания, оставайтесь здоровы. Желаю Вам дальнейших успехов в Вашей жизни и плодотворной работы во имя нашей Родины, во имя победы над фашизмом.ГолицынЦГА СПб. Ф. 9324. Оп. 1. Д. 13. Л. 18. Автограф.а Видимо речь идет о Пасхальном послании от 25 апреля 1943 г. мит­рополита Ленинградского и Новгородского Алексия, которое в листовках было отправлено через линию фронта. См.: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. М., 1943. С. 59—62. ь Так в документе.

 


Документы Церкви

105

Из отчета Курского епархиального управления — «О ходе подписки на 3-й государственный военный заем и сбора средств на оборону, помощь семьям раненых воинов и инвалидам»[Не ранее 1 мая 1944 г.а][...] Формы церковно-патриотической работы за отчетный период остались прежние: духовенство в своих проповедях обращается к верующим с призывом пожертвовать на нужды обороны, на оказание помощи семьям военнослужащих и ин­валидам войны.Во время проведения 3-го военного займа Епархиальным управлением было спущено послание к духовенству, в котором указывалось, в частности, на то, чтобы 4 мая в 5 часов вечера был отслужен молебен о даровании победы Красной Армии, после чего священник должен был обратиться к верующим с призывом отозваться на заем путем проведения щедрой под­писки на него.Сведений, на сколько подписались служители культа и цер­ковные советы по всей области, Епархиальным управлением еще не получены.Имеются данные по г. Курску: 11 церквей г. Курска и 31 служи­тель культа в них подписались на заем и внесли 227 078 руб.В настоящее время проводится работа по Вашему поруче­нию в части собирания сведений о том, какие средства с 8/Ш— 43 г. по 1/У—44 г. собраны верующими на оборону государства и помощь семьям военнослужащих, сиротам и инвалидам войны. Поступили в епархию данные от 10 благочинных, не совсем полные, а от 12 благочинных совершенно не поступило никаких сведений. Несколько раз делались напоминания, но ответов нет.Имеются данные по г. Курску, а именно: собрано за этот период И Церквами 1 198 808 р., из коих — на цели обороны — 355 752 р. наличными и на 142 980 р. сдано облигаций, на подарки Краснойа Сведения приведены на 1 мая 1944 года.

 


106

Раздел

Армии — 58 789 р. Деньгами, для помощи раненым — 447 786 р. деньгами и натурой на 152 985 р. и для помощи семьям воинов 40 516 р. деньгами. [...]ГАКО. Ф. Р-5027. Оп. 1. Д. 1. Л. 2об. Копия.№43Письмо управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) и епископа Дмитровского Иллария (Ильина) И. В. Сталину с просьбой о принятии в фонд помощи детям-сиротам денежных пожертвований5 мая 1944г.Москва, Кремль Верховному Главнокомандующему Иосифу Виссарионовичу СталинуВерующие и духовенство города Москвы, вместе со всей стра­ной переживая радость очищения, область за областью, нашей дорогой Родины от ненавистных захватчитков, просят Вас, до­рогой Иосиф Виссарионович, принять от них, во свидетельство их пламенной любви к Родине, собранные к празднику 1 мая 1.225.000 рублей в фонд помощи детям, оставшимся без родителей в дни Отечественной войны.Вам — гениальному Полководцу наших воинских сил и горя­чо любимому Отцу народов нашей страны — да дарует Господь крепость сил на многая, многая лета.УправляющийМосковской епархией, Николаи Митрополит Крутицкий;Илларий Епископ Дмитровский

 


Москва 5. Бауманский пер 6.Митрополит Николай Ярушевич

Документы Церкви 107

РГАСПИ. Ф. 628. Оп.1. Д. 403. Л. 55. Телеграфный бланк.рдрф. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 3. Л. 25. Автографы Николая митрополитаКрутицкого и Коломенского и Иллария епископа Дмитровского..№44Заявление группы верующих председателю Ленгорисполкома с просьбой открыть часовню Ксении Блаженной[Ранее 17 мая 1944 г.]аУмоляюще просим Вас разрешить открыть часовню на Смо­ленском кладбище Ксении Блаженной, которая для нас верующих нужна — молиться Богу для быстрейшего разгрома общего вра­га — гитлеризма и о скором окончании войны с победой русского народа над немцами.Подписи.ьЛенинград. Транспортный пер., 6, кв. 6, Шуренковой КсенииНиколаевне.ЦГА СПб. Ф. 9324. Оп. 1. Д. 13. Л. 31. Подлинник.а Дата справки об отказе в ходатайстве (см. док. № 122). ь Фамилии не указаны.

 


108

Раздел 1

№45Справка канцелярии митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) о несвоевременности возбуждения ходатайства об открытии часовни Ксении Блаженной17 мая 1944 г.20 декабря 1943 г. на имя митрополита поступила просьба с ходатайством (Нехорошевой А. М.) об открытии часовни Ксении Блаженной.Надпись митрополита: «Сейчас несвоевременно возбуждать ходатайство об открытии часовни».Управделами канцелярии митрополита Ленинградского] и Новгородского»ЦГА СПб. Ф. 9324. Оп. 1. Д. 13. Л. 32. Копия.№46Письмо И. В. Сталину митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) в связи с назначением его Патриаршим местоблюстителем ввиду кончины патриарха Сергия (Страгородского)19 мая 1944 г. г. МоскваДорогой Иосиф Виссарионович!Нашу православную церковь внезапно постигло тяжелое ис­пытание: скончался Патриарх Сергий, 18 лет управлявший рус­ской церковью. Вам хорошо известно, с какою мудростью он нес это трудное послушание; Вам известна и его любовь к Родине, его патриотизм, который воодушевлял его в переживаемую эпо-а Подпись неразборчива.

 


Документы Церкви

109

ху военных испытаний. А нам, его ближайшим помощникам, близко известно и его чувство самой искренней любви к Вам и преданности Вам, как мудрому, богопоставленному Вождю (это его постоянное выражение) народов нашего великого Союза. Это чувство проявлялось в нем с особой силой после личного его зна­комства с Вами, после нашего незабвенного для нас свидания с Вами 4 сентября минувшего года. Не раз приходилось мне слы­шать от него, с каким теплым чувством он вспоминал об этом свидании, и какое высокое, историческое значение он придавал Вашему ценнейшему для нас вниманию к церковным нуждам.С его кончиною церковь наша осиротела. По завещанию по­чившего Патриарха мне судил Бог принять на себя должность Патриаршего Местоблюстителя.В этот ответственейший для церкви момент жизни и служе­ния Церкви я ощущаю потребность выразить Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, и мои лучшие чувства.В предстоящей мне деятельности я буду неизменно и неуклонно руководиться теми же принципами, которыми отмечена была цер­ковная деятельность почившего Патриарха: следование канонам и установлениям церковным, с одной стороны, и неизменная верность Родине и возглавляемому Вами Правительству нашему — с другой.Действуя в полном единении с Советом по делам Русской Пра­вославной Церкви, я, вместе с учрежденным покойным Патри­архом свящ[енным] Синодом, буду гарантирован от ошибок и неверных шагов.Прошу Вас, глубокочтимый и дорогой Иосиф Виссарионович, принять эти мои заверения с такою же доверенностью, с какою они от меня исходят, и верить чувствам глубокой к Вам любви и благодарности, какими одушевлены все отныне мною руководи­мые церковные работники.Алексий Митрополит Ленинградский и НовгородскийПатриарший МестоблюстительПомета сверху листа А. Н. Поскребышева: «от Алексия — Митрополита Ленинградского и Новгородского».АП РФ. ф. 3. Оп. 60. Д. 4. Л. 41-42. Подлинник. РгАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 498. Л. 24-25. Копия.

 


110

Раздел 1

№47Справка митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия о патриотической деятельности священника Ф. А. Пузанова в период оккупации2 июня 1944 г. г. ЛенинградСвященник Пузанов Федор Андреевич находился в Чудове, когда эту станцию заняли немцы в 1941 году.Был эвакуирован в Псков и миссией назначен на священни­ческое место в с. Хохловые Горки Порховского р[айо]на.Когда немцы отступали из Псковщины под напором Красной Армии, его приходу предписано было немецким командованием выбираться из своих мест, также и соседним приходам.Во все время оккупации священник Пузанов имел связь с пар­тизанами, давал им хлеб, снабжал одеждою, давал им сведения о положении дел, о действиях немцев и т. д.Приказание эвакуироваться всем приходом необходимо было исполнить, и приход под руководством священника Пузанова дви­нулся в путь. Немцы конвоировали выступавших. Километров за 15 от Хохловых Горок немцы, конвоировавшие путников, оторвались куда-то в сторону и поручили священнику Пузанову под строгой ответственностью сопровождать всех до указанного пункта. Когда все остались одни, без немцев, Пузанов заявил, что он приглашает всех желающих вернуться с ним вместе по домам, а там будь что бу­дет. Все как один последовали за ним и вернулись на свои места.Немцы были уже далеко и, видимо, не рискнули возвращаться за убежавшими от них.Священник Пузанов награжден медалью.Подписал Митрополит АлексийаЦГАСПб. Ф. 9324. Оп. 1.Д. 13. Л. 55. Копия. Шкаровский М. В. Политика Тре­тьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архив­ных материалов 1935-1945 годов. Сборник документов. М., 2003. С. 258.а Строчка вписана от руки.

 


Документы Церкви

111

№48Доклад Л. Н. Парийского уполномоченному по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по Ленинградской области А. И. Кушнареву об обследовании церквей Волосовского, Гдовского и Кингисеппского районов Ленинградской области и притеснениях духовенства и верующих со стороны местных властей[Не ранее 9 июня] 1944 г.аВыполняя возложенное Вами и митрополитом Алексием на меня поручение, я с 18 мая по 9 июня 1944 г. посетил все церкви Кингисеппского и Волосовского р[айона] и 2 церкви, доступные для посещения в Гдовском районе. Везде я собирал сведения о духовенстве путем личных разговоров с ними и заполнения ими анкет по данной мне форме, а верующим предлагал организовать выборы исполнительного органа 20-ки.Заполненные анкеты духовенством я передаю в Канцелярию митрополита Ленинградского. Списки исполнительных органов 20-ки и три таблицы с общими сведениями о церквах трех районов при сем представляю.Везде по церквам я сообщил о происшедшей перемене в уп­равлении 20-к в связи с назначением уполномоченного по делам православной] церкви при СНК. Это известие принималось везде радостно с изъявлением искренней благодарности т. Сталину, но это же послужило поводом для обращения 20-к и духовенства че­рез меня к Вам с указанием на некоторые явления, нарушающие нормальную жизнь православных приходов. Мной было рекомен­довано обращаться за разрешением всех их просьб в письменной Форме к Вам, но поскольку мне известны их нужды, считаю воз­можным довести до Вашего сведения следующее:Так, все 20-ки, где есть священники, просят о предоставле­нии им возможности приобрести красное вино для причаще­ния, свечей, крестиков, венчиков, молитв[енников], церк[овной] Утвари, облачений... Кроме этого, в каждой 20-ке указывали на свои нужды. Так, 20-ка церкви в Кингисеппе возбуждает перед Вами вопрос о выдаче им из Госбанка займообразной ссуды поа Обследование Парийский закончил 9 июня 1944 года. — Прим. ред.

 


112

Раздел 1

ремонту церкви и стройматериалов с обязательным погашением ссуды в последующее время. Вторая их просьба — разрешить спор о церк[овном] доме при церкви. По прежнему договору 20-ка име­ла церковь и церк[овный] дом для священника. Церковь сожже­на немцами, дом остался. Местный исполком не признает права 20-ки на дом, половина дома уже передана жилотделом другим лицам; за половину дома, где остался жить священник, назначена квартплата и угрожают священнику выселением.В с. Ополье за служение в Николин день 9 мая литургии секре­тарь райисполкома т. Горский приказал закрыть церковь и отоб­рал ключи. Через неделю церковь вновь была открыта, но случай этот произвел тяжелое впечатление на верующих и стал известен по всему району. Колхозники не могут молиться. Член 20-ки цер­кви с. Ополье гр. Плешков Дим[итрий] Федорович] возбуждает вопрос о необходимости иметь при церкви одного человека — сто­рожа и вместе с ним рем[онтного] рабочего, свободного хотя бы времени недели на 2 от колхозных работ. Нужно заготовить дров на всю зиму, отремонтировать крышу, пробитую пулями — и нет времени на это. Надо сделать указание, по мнению Плешкова, что работа в церкви не есть что-то позорное и недопустимое для колхозников.20-ки церквей, где есть оборудование, но нет священников, считают себя приписанными к соседнему приходу, имеющему священника, и просят о предоставлении им права приглашать священника в свою церковь на престольные и так называемые за­ветные (идущие с глубокой старины) праздники. Прихожане с За­полья, Ославья, Ратчино и др. считают себя обиженными, что они лишены права приглашать в свои церкви священника раза 3—4 в год. Церковь с. Удосолова по распоряжению Кингисеп[пского] райисполкома закрыта, деньги отобраны, священнику Недремс- кому запрещено служить вплоть до получения им от митрополита Ленинградского разрешения на право служения.Прихожане с. Керстово, с. Крапивино, с. Прибуж, где нет свя­щенников, спрашивают, могут ли они в воскр[есные] и празд­ничные дни в обычные часы богослужений приходить в церковь, ставить свои свечи, петь и молиться без священника.Прихожане с. Котлы собираются в доме гр. Полукеевой, там читают и поют утреню и литургию. Собираются группами жен­

 


Документы Церкви

113

щины 8—12 чел, Сельсовет запрещает эти собрания, но верующие не подчиняются, говоря: «Если Сталин разрешил, вы запретить не можете». Духовенство также имеет свои обиды.СвянДенник] Н. Петров с. Ложголово обижен на причисление его но самообложению к лицам, живущим «на нетрудовые доходы».Учительница с. Ложголово, взявшая из мобучета паспорт священника] Н. Петрова для перерегистрации, получила заме­чание в Кингисеппе, что «якшается с попом».Свящ[енник] Илья Проскуряков с. Яблоницы Волос[овского] р[айона] жалуется на представителя НКВД Курского с/с мл[адшего] л[ейтена]нта Михайлова, отобравшего у него географическую карту военных действий на том основании, что она может быть использована Проскуряковым для вредительских целей. 18 мая 1944 г. свящ[енник] И. Проскуряков довел об этом до сведения РО НКВД, но ответа не получил.Тот же священник] Илья Проскуряков, получавший пенсию 150 р. за выслугу лет педагогической работы, теперь лишен ее без объяснения причин.Свящ[енник] Степанов А. с. Ополье говорит, что проходившие через село части Кр[асной] Армии благодарили его за церковную работу во время оккупации: «Лучшей работы Вы не могли бы придумать для помощи Родине». Если этот взгляд изменился, пусть начальство скажет прямо и откровенно, он уйдет в бухгал­теры. Если же на новых местах власти не знают, как себя вести и держатся прежних методов, то надо просить уполномоченного инструктировать низовые власти и приказать им усвоить новую линию к церкви и духовенству, соответствующую отношению главы государства т. Сталина и т. Молотова к Патриарху в Мос­кве. «Не должно так быть, чтобы в Москве была одна политика, а в районных исполкомах — другая, ей противоположная», — говорит прот[оиерей] Степанов.Л. ПарийскийЦГАСПб. ф. 9324. Оп. 1. Д. 7. Л. 35-36об. Автограф.

 


114

Раздел 1

№49Распоряжение управляющего Ленинградской епархией архиепископа Григория (Чукова) о недействительности наград экзарха Латвии и Эстонии митрополита Сергия (Воскресенского), выданных им в период оккупации9 июня 1944 г.№ 118Предлагается о[тцам] Благочинным сообщить всем священ­никам своих округов, что полученные ими от экзарха Латвии и Эстонии митрополита Сергия, во время оккупации местности немцами, награды в настоящее время не имеют силы, и указы об этих наградах должны быть препровождены в канцелярию епар­хиального архиерея.Архиепископ ГригорийЦГА СПб Ф. 9324. Оп. 1. Д. 13. Л. 55 Копия.№ 50Послание Патриаршего местоблюстителя митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) в связи с трехлетней годовщиной Отечественной войны15 июня 1944 г.Пастырям и пасомым Православной Русской Церкви«Господь вывел на свет правду нашу,пойдем и возвестим на Сионе дело Господа Бога нашего».(Прор. Иерем. 51, 10)Три года тому назад разбойничий натиск немецкого пле­мени на наши священные пределы открыл новую эпоху славы

 


Документы Церкви

115

нашего доблестного воинства и нашего исстари победоносного оружия.За все это время тяжкой непрестанной борьбы против фашист­ской Германии мы ясно видели и чувствовали, как постепенно возрастала наша мощь и как оскудевала сила противника. Непра­ведная брань, воздвигнутая против нас кровавым фашизмом, сама в себе носила семя разрушения и гибели; теперь уже виден конец ея, и враг стоит на грани своего окончательного разгрома. Это — не мечтания наши под влиянием желания скорейшего окончания войны; так ясно говорит нам все, совершающееся на фронтах, как у нас, так и у наших верных союзников, сокрушающих мощными ударами силы и преграды общего врага.Каждый день этого трехлетия открывал нам и возвещал «Гла­гол Божий» (Пс. 18, 3) — благотворное для Отечества нашего опре­деление Божиих судеб. Много жертв, много страданий за правое дело понесли мы за это время, но видели много утешительных и радующих знамений промышления Божия и небесной помощи.Как же нам не возвещать «дело Господа Бога нашего» и не ис- поведывать пред всем миром, что «Господь вывел на свет правду нашу»?В первый день войны, три года назад, почивший святейший Патриарх Сергий писал в своем послании пастырям и пасомым: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небес­ным благословением и предстоящий всенародный подвиг»3.Исполнилось это вдохновенное слово старца — Первосвятителя. Церковь наша, с первого дня войны не прерывая молитвы своей ни на один день, за всеми службами церковными усердно молилась Господу о даровании успеха и победы нашему воинству: «О еже подати силу неослабну, непреобориму и победительну, крепость же и мужество с храбростью воинству нашему на сокрушение врагов и супостат наших и всех хитрообразных их наветов...» Она подавала РУку помощи скорбящим и страждущим от лишения близких своих На брани; она неустанно поминала пред престолом Божиим всех «имже судил Господь положити на брани души своя».

 


116

Раздел 1

И молитва Церкви не была тщетной. И благословение ея да­вало «победительную силу» русскому оружию. И несмотря на то, что настойчивы были попытки врага сокрушить эту мощь русс­кого воинства, сила нашего воинства все возрастала, умножалось и число славнейших побед, каких до сих пор не знала история мировых войн. Острые стрелы вражьи не смогли пробить нашего щита, ибо щитом нашим была твердость в правоте нашего дела.Церковь наша, кроме молитв и благословения, собирала средства на многоразличные нужды обороны; по приглашению и по благословению Святейшего Патриарха она соорудила тан­ковую колонну имени Димитрия Донского в память известного благословения, данного преподобным Сергием двум инокам его обители, стать в ряды бойцов воинства князя Димитрия, благо­словения, которое даровавло победу русскому воинству на поле Куликовом.Так исполняла и, неуклонно, будет исполнять наша Церковь патриотический завет почившего Патриарха.Будем же тверды до конца, отцы и братие, и никакое уныние или неверие в торжество правды да не омрачает и не умаляет на­шего подвига!И как бы ни были тяжелы жертвы, которые приходится не­сти, какие бы потери ни пришлось нам претерпеть ради конечной победы, как бы продолжительна ни была разлука с близкими и дорогими, как бы тяжела ни была неизвестность о них, — будем хранить бодрость духа и веру в правду Божественного Промысла, всегда венчающего верных милостию и щедротами.Послушаем пророка, глаголющего: «Так говорит Господь — удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награ­да за труд твой... и возвратятся сыны твои из земли неприятель­ской в пределы свои» (Иерем. 31, 17). И опять будет слышен голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты, голос говорящих: «Славьте Господа, ибо благ Господь и вовек милость Его» (Иерем. 33, 11).Мы же по-прежнему будем молиться, да падет перед силой на­шего воинства «тысяща и тьма» сопротивных, и да сокрушится не­правда, дерзнувшая посягнуть на свободу и честь нашей Родины.Пусть наших доблестных и победоносных вождей и воинов, ос­вобождающих нашу родную землю, осеняет в их победном шествии

 


Документы Церкви

117

на Запад, на полное разрушение лукавых козней врага, на разгром фашизма, — эта молитва и это благословение Церкви.«Господь крепость людем своим дасти во время, Им предуставленное,благословит люди своя победою и миром». Аминь.Алексий Митрополит Ленинградский и Новгородский,Патриарший МестоблюстительРГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 499. Л. 27-30; Ф. 17. Оп. 125. Д. 261. Л. 35-38; ГА РФ- Ф- Р-6991. Оп. 1. Д. 3. Л. 105-106. Копии.№ 51Письмо архиепископа Тамбовского Луки (Войно-Ясенецкого) митрополиту Крутицкому Николаю (Ярушевичу) с программой активизации деятельности Русской Православной Церкви и борьбы с материализмом*175 июля 1944 г.Высокопреосвященнейший и дорогой Владыко.Не терпит душа и не могу молчать, видя, что творится в Церкви Божией. О, какая страшная разруха, какой страшный голод ду­ховный, какое множество некрещеных и лишенных христианского погребения, какая беспросветная религиозная тьма. Поскорее, пос­корее надо нам, архипастырям, не покладая рук трудиться над вос­становлением лежащей в развалинах и пепле Церкви Российской, и покарает нас Господь, если не будем спешить. Страшно, страшно Для меня то, что мало будет помощников нам, что так оскудели де-Г Л/г ^исьмо было направлено Г. Ф. Александровым 2 августа 1944 г. • М. Маленкову. См. док. № 130.