Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Вспомним великих молитвенников нашей Православной церк­ви и угодников Божиих — преподобного Сергия Радонежского, св. Александра Невского, св. Михаила Тверского, святителя Митро­фана Воронежского и др., которые во имя своего отечества, с твер­дой верой на помощь Божию соединяли и личное участие — кто на поле брани, а кто вдали от сражений — дома своими жертвами.Дорогие сопастыри и Боголюбезные отцы и матери, братья и сестры, детки наши, для которых будет создано лучшее буду­щее, — все, как один, принимайте горячее участие в совместном деле помощи для защиты своей Родины.Будем надеяться и твердо верить, что Правосудный Господь людям своим крепость даст, Господь благословит люди «своя ми­ром». Аминь.Временно исполняющий дела благочинногопо Сталинской областимитрофорный протоиерей КохановЗаместительмитрофорный протоиерей Константин РужицкийАП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 5. Л. 56-57. Копия.№ 30Стихотворение епископа Димитрия (Градусова) «Родина»19 декабря 1943 г.РодинаПосв[яшается] И.В. СталинуРодина! Вот — то святое, великое слово,Выше, дороже которого быть не должно.Родина — центр наших лучших надежд, упований. Родина — все, для чего мы обязаны жить.

 


84

Раздел 1

Можно не быть человеком больших дарований,Можно талантом, героем, ученым не быть,Но патриотом бесспорно обязан быть всякий:Лучше за родину — смерть, чем бесславная жизнь.Епископ Димитрий ГрадусовВверху слева синий мастичный штамп «Московская патриархия. Епископ Димитрий (Ерадусов)», справа штамп «Поступило 22 дек. 1943 г. в Особый Сектор ЦК ВКП(б)».АП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 5 Л. 60. Автограф.№ 31Рождественское обращение патриарха Московского и всея Руси Сергия7января 1944 г. аБожиею милостью, Патриарх Московский и всея Руси Смиренный Сергий Первосвященным архипастырям, пастырям, и всем верным чадам святой нашей Православной Русской ЦерквиБлагодать вам и мир от Бога и Господа нашего Иисуса Христа и Святого Духа да умножитсяВ рождественскую ночь ангел Господень явился Вифлеемским пастухам и возвестил им «радость велию» для всего человечест­ва: сегодня в Вифлееме родился всем вам Спаситель — Христос Господь. Идите в Вифлеем и сами будете очевидцами этого со­бытия. Но ищите новорожденного Христа не в царских палатах,

а Датируется по содержанию документа.

 


Документы Церкви

85

не в дворцах у богачей, даже не в жилых помещениях. Для Пре- нистой Девы-Матери Господа с Ее Божественным Младенцем не оказалось «места во обители». Им пришлось приютиться в убогом вертепе, куда на ночь загонялся скот, и «в яслях скоти- их» Христос-младенец нашел Свою первую колыбель. «Что хуже вертепа? Что смиреншее младенческих пелен?» — поется в рож­дественской службе. Но в этом крайнем убожестве и в совершен­ной беззащитности Новорожденного воссияла вся полнота и все бесконечное богатство Христова Божества.Уже сам этот внешний образ сошествия на землю Спасителя мира говорил, что он пришел к людям не судить их за грехи, на­копленные ими за прожитые тысячелетия (Иоанн. 3, 17), а чтобы спасти их от этих грехов (Мф. 1, 21). Сын Божий в Своей мла­денческой беспомощности уже не повелевает грешникам, а, как нищий богатого, «молит: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5, 20). Естественно ожидать, что пред таким самоуничижением Сы­на Божия смирится человеческая гордость и люди, как сказано в притче, «постыдятся Сына Моего» (Мф. 21, 37). Предвкушая эту великую перемену в человечестве, небесные Силы и воспели «Слава в вышних Богу» за то, что, вместо звериной борьбы между людьми, водворился «на земле мир, в человецех благоволение», взаимное благожелательство, самоотверженное сотрудничество на общее благо.Однако земная действительность самым грубым образом раз­веяла эти светлые ожидания. Ответом на Рождество Христово было не общее примирение людей с Богом, а избиение 14 тысяч вифлеемских младенцев. Этим беспримерным злодеянием чело­вечество показало, чем оно тогда жило, как глубоко человеческая природа заражена была каиновой заразой и как много было прав­ды в горестном восклицании апостола: «Бедный я человек! Кто мя избавит от сего тела смерти?» (Рим. 7, 24). Но Сын Божий при­шел на землю для такого избавления, для того, чтобы «разрушить Дела диавола» (1Иоан. 3, 8). И самое то, что «Слово плоть бысть и вселися в ны» (Иоанн. 1,17), что Сын Божий родился на земле беззащитным младенцем и обитал с нами, мог прожить среди нас Вою земную жизнь, это самое служит ручательством, что, как бы Не восставали на церковь Христову «врата адовы, никогда они не °Долеют ее» (Мф. 16, 18). Временами тьма как будто торжествует

 


86

Раздел 1

над светом. Так могло казаться, например, современникам Ирода при избиении вифлеемских младенцев. Так, вероятно, думали и противники Христовы при Голгофе... Но в конечном итоге всегда исполняется пророчество Христово апостолам: «В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир» (Иоанн. 16, 33).То же и с фашизмом. На наших глазах фашизм выступил с великими претензиями против христианства. Смотрел на него сверху вниз, представляя его уже поверженным во прах. Пос­пешил даже на своем знамени заменить Христов крест язычес­кой свастикой. Но вот прошли годы дикого фашистского неис­товства над мирными народами в Европе и некоторых областях нашей страны, оккупированных немцами. И теперь для всех очевидно, что немцам уже не победить нашей Красной Армии; следовательно, не выиграть им и этой войны, навязанной чело­вечеству, а это дает нам уверенность, что и после войны судь­бой человечества будут распоряжаться не фашисты с их манией деспотического господства над народами. Они и сами окажутся в распоряжении держав-победительниц, которые включили в программу своей послевоенной деятельности упомянутые выше светлые надежды, принесенные человечеству новорожденным в Вифлееме младенцем Христом.Присоединим же и мы свои грешные голоса к хору святых не­бесных Сил: «Слава в вышних Богу во веки!» Да увенчает Господь конечной победой доблестные подвиги наших воинов с их Вождем во главе, а после войны да утвердит Своею всесильною десницею на земле незыблемый мир и всеобщее благоволение в человецех, при искренней самоотверженной готовности каждого работать на общее благо.Благословение Господне да снидет на всех вас. АминьСергии, Патриарх Московский и всея РусиДень Рождества ХристоваАП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 4. Л. 34.РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 499. Л. 21.ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 3. Л. 11 и об. Типографские экземпляры.

 


Документы Церкви 87

№ 32Рождественское обращение митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) к православным оккупированных Новгородской и Псковской областей7 января 1944 г.'Божиею милостию, Смиренный Алексий, Митрополит Ленинградский и Новгородский возлюбленным братиям, чадам Святой Православной Церкви в земле Новгородской и Псковской, занятой временно врагами — фашистамиМир вам и благословение от Господа!В дни, когда Святая Церковь празднует великий праздник Рождества Христова и когда мы благостию Божиею вступили в новый 1944 год, мысль моя с особенной любовию и состраданием простирается к вам, возлюбленные братие, и мне хочется не только приветствовать вас от всего сердца, но и утешить вас в вашей великой скорби, — вас отторгнутых от родных, близких и любимых, а может быть, со смертельной болью и переживших их страдания и смерть. И сами вы ежеминутно находитесь под страхом смерти, находясь во власти врага, надменного и беспощадного, ненавидящего нас лютою ненавистью, попирающего все для нас святое и родное. Нет большей скорби и несчастья, как видеть Родину свою истерзанной врагом, но эта скорбь становится еще горшей, когда враг хозяйничает в родных для тебя местах и ты находишься во власти его.Но милость Божия безмерна. Мы верим, что новый 1944 год принесет вам избавление от ига злобного фашизма, и великий овгород, и Псков, и всю землю нашу снова озарит солнце радости Ь1Тия и счастья свободы; как в древние времена возвещал Господь скорбящеМу от бедствий народу Своему: «Воссияет нам солнце ПравДЫ и исцеление в лучах его... и изыдете, и взыграете, и будете п°пирать нечестивых, ибо они будут прахом под ногами вашими

 


88

Раздел 1

в тот день, который Я соделаю» (Малах. IV, 2, 3), — так и ныне будет к нам милость Божия. Не с врагами нашими, предательски напавшими на нас и со звериной злобой бесчинствующими на захваченных ими землях наших, Господь; с ними — слабая пред Богом сила человеческая, а с нами — сила Божия, ибо мы стоим за нашу землю, за Родину нашу, защищаем священное достояние на­ше, за которое не раз проливали кровь свою наши предки. А враг «тою же дорогою, которою пришел, возвратится. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его» (4 кн. Царств, 16, 33, 34), — говорит Господь. Как тать, побежит враг из нашей земли, в которую он вторгся, как разбойник. Вы слышите, братие, как победоносно движется наша доблестная Красная Армия, сокрушая неприступ­ные, казалось бы, заслоны и укрепления врагов, как уже «тьмы тем падоша иноплеменных и сокрушишася оружия бранная» (2 кн. Царств, 1,27). Подлинно Бог, непостижимый в путях Своего Промысла, умудряет наших военачальников, укрепляет и одушев­ляет наше победоносное воинство, которое идет под невидимым водительством «Бога отмщений». Враги наши свои неудачи ду­мают вознаграждать ограблением беззащитных, уничтожением оставляемых ими городов и селений, истязанием и истреблением многих тысяч русских людей, не пожелавших им покориться; но все это не может отвратить или отдалить занесенный уже над ни­ми меч суда Божия. И скоро этот меч опустится на все преступные головы. Сказано в Священном Писании о древних подвижни­ках за Отечество: «Верою победиша царствия» (Евр. II, 33). Верою победоносны будете и вы, если не будете падать духом, а будете всеми мерами, доступными в вашем положении, содействовать общей победе, веруя в эту победу, надеясь на всесильную помощь Божию правому делу. Вера — это великая сила не только в личной, отдельной жизни каждого из нас, но и в жизни целого общества и народа... и наш долг, особенно в минуты тяжких испытаний и искушений, всеми силами поддерживать ее в себе и хранить ее в наших сердцах и умах, как оружие, не победимое никакими человеческими средствами.Для меня, Божиим изволением давно уже поставленного в самую близкую духовную связь с Новгородом и новгородс­кой паствой, особенно тягостна и горестна невозможность быть с нею в это скорбное время в непосредственном общении. Но я

 


Документы Церкви

89

с вами неразрывно духом. И потому особенно горяча моя мо­литва о вашем скором избавлении. Веруем вместе с вами, что за вас молятся и благословляют вас, простирают покров свой над великим Новгородом и над древним Псковом святые угодники Новгорода и Псковской земли: и святитель Никита, неусыпный молитвенник за свой город, и святые князья Александр Невский и Всеволод — Гавриил, некогда отражавшие вражеские напа­дения на эти родные для них грады и веси. Они вместе с нами болеют за родную землю и молят Бога об избавлении. Да будут эти святые угодники Божии вашими хранителями, а вместе и хранителями и вдохновителями нашего победоносного воинства для скорейшего одоления врагов, засевших в наших древних пределах. И это несомненно так и будет; и по их молитвам и предстательством Матери Божией Господь призрит и на скорбь разлуки с близкими сердцу, и на неслыханные мучения и стра­дания ваши. Воспевая ныне радостную песнь: «Слава в вышних Богу и на земли мир», будем твердо веровать, что духовная «по­беда, победившая мир — вера наша» (1 Иоан., 5, 4) не замедлит принести нам и видимую над врагами победу и победоносный мир.«Даруй, Боже, уповающим на Тя знамя, чтобы они подняли его ради истины, чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси их десницею Твоею. С Богом мы окажем силу; Он низложит врагов наших» (Пс. 59, 6, 7, 13). Аминь.Митрополит АлексийРождество Христово Новый 1944 годАП РФ ф. з. Оп. 60. Д. 4.Л. 35и;РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 499. Л. 22 и об;ГАРф. ф Р-6991. Оп. 2. Д. 3. Л. 12 и об. Типографские экземпляры.

 


90

Раздел 1

№ 33Сведения приходского совета Введенской церкви Кировского района г. Курска в райком партии о пожертвованиях на оборону и на помощь раненым с 8 февраля 1943 г. по 24 января 1944 г.29 января 1944 г.№п/пМесяц и числоНаименование поступленийСумма118/11На танкостроение10 000 р.в банк230/1VНа построение самолета «Курс­кий красный партизан»3000 р.в банк330/1VПодписка на военный заем 2-й32 700 р.в сберкассу413/УШНа подарки раненым бойцам Ор­ла и Белгорода1300 р.комиссии]пом[ощи]раненым517/1ХПродуктовые подарки раненым в 397-й госпиталь садовых: 580 яблок, помидоры, огурцы, 173 стак[акана] махорки*И 768 р.-II-64/ХНа раненых от церковно-приход­ского совета и притча1200 р.-//-718/ХВзнос на раненых от совета и притча2200 р.818/ХПожертвование на раненых от притча и приходского совета26 000 р.91 /XI3-я денежно-вещевая лотерея1000 р.райфо Ки­ровского] р[айо]на1015/Х1На оборудование госпиталя для офицерского состава25 000 р.Епархиаль­ное управле­ние116/Х1На подарки раненым в 1968-й госпиталь от приходского совета и притча4738 р.-//-127/1Подарки раненым в 2489-й эвако­госпитальПирожки, яблоки, кисеты*5054 р.-II-

 


Документы Церкви

91

1324/1Взнос на раненых в Епархиаль­ные комиссии помощи раненым от приходского совета и притча2 100 р.-II-Всего:126 060 р.Кроме денежных средств собрано среди населения Кировского района 32 кг картофеля, 16 кг свеклы, 4 пух[овых] подушки, ложек 97 шт., чашек 13 шт., тарелок 13 шт., блюдечек 48 шт., чайников 10 шт., бумаги 349 листов, книг 48 шт., тетрадей 8 шт., мисок 9 шт., вилок 7 шт., кружек 11 шт., банок 3 шт., стаканов 3 шт., молочников 2 шт., ваза 1 шт., карандашей 10 шт., ручек 4 шт., газет 12 шт., табаку 7 стаканов, открыток 11 шт., конвертов 42 шт., стопок 3 шт., пепельница 1 шт.Все вышеозначенные предметы переданы в подшефные гос­питали и получены расписки в принятии их, причем все подарки розданы раненым уполномоченными от Введенской церкви.Ктитор ГладилинЧлены приходского советаВведенской церкви ПоляковаСотниковаГАОПИ Курской области. Ф. П-2160. Оп. 1. Д. 220. Л. 8. Копия.№ 34Справка командования партизанской бригады им. Котовского Вилейского областного штаба партизанского движения о сотрудничестве священника В. В. Бекаревича с партизанами и партийным подпольем31 января 1944 г.Дана священнику3 Бекаревичу Виктору в том, что он действи­тельно работает на пользу партизанского отряда им. Котовского и Молодеченского райкома партии.а Слова «священнику Бекаревичу Виктору» вписаны от руки.

 


92

Раздел 1

1

Просьба ко всем отрядам и бригадам не иметь никакого пре­пятствия3 к их имуществу.Командир отряда им. Котовского подполковник5НАРБ. Ф. 3500. Оп. 5. Д. 439. Л. 138 об. Подлинник. Имеется печать: «Партизанский отр[яд] Котовского».№ 35Справка управделами Московской епархии о пожертвованиях верующих Московской области ко дню Красной Армии13 февраля [1944 г./Сведения поступили от благочинных прот[оиерея] Маркова и прот[оиерея] Цветкова. Благочинный Казанский до сих пор све­дений не предоставил. Дело по сегодняшний день представляется в следующем виде:От церквей г. Москвы 507 885 [руб.] духовенства — 136 ООО [руб.]Всего: 643 885 [руб.]По области:от ц[ерк]вей 72 501 [руб.] от духовенства 3630 [руб.]Всего: 76 131 [руб.]а Так в документе, видимо, не иметь претензий. ь Подпись неразборчива, вероятно, Рудаков. с Датируется по смежным документам архивного дела.

 


Документы Церкви

93

Кроме того, от Волоколамского благочиния в Фонд обороны в разное время внесено — 15 251 [руб.]В фонд помощи семьям призванных — 8900 [руб.]аГА РФ- Ф- Р-6991. Оп. 2. Д. 3. Л. 17. Копия.№ 36Письмо представителей православных церковных общин и духовенства г. Киева И. В. Сталину с благодарностью за освобождение Киева от фашистов и сбору средств в Фонд обороныьРанее 22 февраля 1944 г.]сМосква Кремль Верховному Главнокомандующему маршалу Советского Союза Иосифу Виссарионовичу тов. СталинуВ день 26-й годовщины нашей славной героической Крас­ной Армии, освободившей наш родной Киев1* от ига немецких захватчиков-фашистов, церковные общины православных веру­ющих г. Киева шлют Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, как вождю, первому маршалу СССР и организатору побед, сердечные поздравления с пожеланием дальнейших успехов в сокрушении ненавистного врага.а Подписи под документом отсутствуют.ь Ответ с благодарностью И. Сталина был отправлен 22 февраля 1944 г. РГАСПИ. Ф. 628. Оп. 1. Д. 404. Л. 34.0 Датируется по письму Н. С. Хрущева И. В. Сталину.11 Киев освобожден 6 ноября 1943 г.

 


94

Раздел 1

Горим энтузиазмом вместе со всей страной усилить боевую мощь нашей славной доблестной Красной Армии для оконча­тельного сокрушения кровавого врага.Церковные общины православных церквей и духовенство г. Киева включились в работу по обслуживанию и материальной помощи эвакогоспиталя № 1695 и вносят свой посильный дар на­личными деньгами СТО ПЯТЬДЕСЯТ ТЫСЯЧ рублей в Фонд обороны страны ко дню 26-й годовщины Красной Армии.Сбор продолжается.Да здравствует наша доблестная Красная Армия и ее вождь маршал СССР тов. СТАЛИН!Представители церковных общинБлагочинные: протоиерей Словинскийархимандрит ЭразмИ. д. секретаря экзарха Украинысвященник СкоропостижныйСекретарь комитета церковных общинСецинскаяЦГАОО Украины. Ф. 1. Оп. 23. Д. 1030. Л. 2—3. Заверенная копия.№ 37Заявление митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Леноблисполкоме с просьбой зарегистрировать его канцелярию16 марта 1944 г.Прошу зарегистрировать «Канцелярию Митрополита Ленин­градского и Новгородского» со следующим штатом: 1. Секретарь митрополита; 2. Делопроизводитель; 3. Машинистка.

 


Документы Церкви

95

Канцелярия будет пользоваться следующей печатью: (Печать) Прошу выдать разрешение на изготовление углового штампаМосковская Патриархия Митрополит Ленинградский Канцелярия« »......................... 19г. ЛенинградАлексий Митрополит Ленинградский и НовгородскийЦГА СПб. Ф. 9324. Оп. 1. Д. 13. Л. 4. Автограф.№ 37аСправка Управления делами Московской Патриархии в Совет по делам Русской Православной Церкви о пожертвованиях церквей православных епархий ко дню Красной Армии 1944 г.16 марта 1944 г.Сведения о пожертвованиях ко дню Красной Армии от церквей разных епархий1- от Киевской епархии 150 ООО [руб.]2. от Саратовской епархии 107 712 [руб.]3- г. Самарканда 4000 [руб.] на восстановление разрушенных] местностейот Горьковской епархии 175 000 и подарки вещами3- от Астраханской епархии 175 000 [руб.]6- от Молотовской епархии 200 000 [руб.] и 500 полотенец^ от Днепропетровской еп[архии] 8 100 [руб.]8. от Тульской епархии 279 877 [руб.] и 28 полотенец

 


1

96 Раздел )

9. с. Истомино Тульской обл. 1500 [руб.] и 12 аршин холста и 1 по­лотенцеУправделами] Н. КолчицкийПомета: «Тов. Зайцеву. К делу Щарпов]. 17.04»Заверен печатью: «Патриарх Московский и всея Руси».ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 3. Л. 18. Подлинник.№ 38Речь митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича) перед воинами танковой колонны имени Димитрия Донского11[22 марта 1944 г.]аДорогие братья — воины нашей родной, нашей славной, побе­доносной Красной Армии!Я чувствую себя глубоко счастливым быть среди вас в эти дни, когда вы, уже прошедшие необходимый этап военной подготов­ки, оснащенные могучей техникой, стоите накануне священных боев за дорогую Родину и готовы в любую минуту — по приказу гениального нашего полководца и нашего общего отца Иосифа Виссарионовича — присоединить себя к красноармейским бога­тырям, добивающим фашистского зверя на нашей земле.Я привез вам сердечный напутственный привет, подарки5 и благословение от Русской Православной Церкви и прежде все­го от главы еес — Патриарха Московского и всея Руси Сергия, по зову которого в начале прошлого года, в те дни всенародного патриотического подъема по сбору пожертвований для защиты Родины — русская церковь с огромным воодушевлением собирала средства на создание своей танковой колонны.а Дата делопроизводственной пометы «В дело». ь Слово «подарки» вписано от руки чернилами.0 Фраза «и прежде всего от главы ее» вписано от руки чернилами.

 


Документы Церкви

97

русская Православная Церковь на протяжении всей русской истории жила одной жизнью со своим народом и сейчас, в дни великой Отечественной войны, она вместе со всей страной пе­реживает несчастье, обрушившееся на нашу родину, и целиком отдает себя на службу ей и нашему народу. В первый же день вой­ны она благословила всех православных на защиту священных границ нашего отечества, назвав дело этой защиты всенародным подвигом. И когда в январе 1943 г. раздался голос главы церкви, призывающий к нарочитым пожертвованиям на свою общецер­ковную танковую колонну, не осталось ни одного храма, ни одной церковной общины во всей стране, которые были бы в стороне от этого священного дела служения Родине в годину тяжелых испытаний. Все спешили, благородно соревнуясь друг с другом, вложить в дело всецерковного сбора весь свой патриотический энтузиазм, всю свою ненависть к фашистским разбойникам.Начиная дело сбора этих пожертвований, Патриарх Сергий обратился к Иосифу Виссарионовичу с просьбой открыть в Госу­дарственном Банке специальный счет на общецерковную танко­вую колонну. Наш любимый вождь сердечно приветствовал это начинание и дал распоряжение об открытии счета. Свою танко­вую колонну русская церковь посвятила имени великого патри­ота древней Руси, вождя в битвах ее с татарскими полчищами — Димитрия Донского.Я рад свидетельствовать перед вами, дорогие воины, что дни взносов средств на святое дело были днями великого праздни­ка для всей Русской Православной Церкви. И она сейчас горда тем, что сооруженная на общецерковные средства ваша колонна танков имени Димитрия Донского вложит свою долю в святое Дело разгрома полчищ немецких разбойников. В лице моем она счастлива видеть своими глазами эти грозные танки, созданные на средства верующих и духовенства нашей страны, и вас, кому выпал почетный жребий вести эти танки в бой.От имени Патриарха Сергия, своего имени, от имени всей на­шей церкви, я хочу сказать вам, дорогие братья-воины, из глубины СеРДца Бог в помощь вам в вашем святом деле защиты Родины!Пусть эти боевые машины, руководимые вашей, крепкой как гРанит, волей к победе, несут мщение и смерть фашистским па- Лачам нашего народа, истерзавшим и залившим кровью часть нашей священной Родины, этим сатанистам — врагам культуры

 


98

Раздел 1

и народного счастья, врагам человечества, недостойным носить человеческое имя, недостойным жить на земле.Духом с вами будем все мы, весь наш советский народ во всех ваших бранных подвигах. Мы пламенно молимся о победе нашего оружия и пламенно веруем в конечное торжество свободы, прав­ды, мира, под знаменем которых воюет наш народ и все свободо­любивые народы, в скорую конечную победу над черными силами фашизма. Мы полны непоколебимой уверенности в том, что вы покроете свои боевые знамена бессмертной победной славой.Вперед, дорогие воины, во имя полного очищения нашей зем­ли от фашистских гадов2, во имя мирной жизни и счастья нашего народа. На святоеь дело — вперед!Митрополит НиколайРезолюция: «Тов. Зайцеву»ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 3. Л. 58-59. Копия. Одинцов М. И. Власть и религия в годы войны. С. 345-346 (опубликовано по копии, хранящейся в архиве Московской Патриархии).№ 39Докладная записка архиепископа Саратовского и Сталинградского Григория (Чукова) в Совет по делам Русской Православной Церкви о внесении средств на нужды, связанные с войной28 марта 1944 г.В течение 1943 г. на нужды, связанные с войной, внесено в отделения Гос. Банка от церквей и духовенства Саратовской, Ста­линградской и Тамбовской епархий всего 2 338 775 рублей.а Слово «нечисти» вписано от руки поверх напечатанного слова «гадов», ь Слово «священное» вписано от руки поверх напечатанного слова «святое».

 


Документы Церкви

99

В частности, по Саратовской епархии — 930 ООО [руб.] по Сталинградской — 1 366 036 [руб.] по Тамбовской — 42 740 [руб.]В том числе от верующих — 2 036 291 [руб.] от духовенства — 252 740 [руб.]По отдельным предметам назначения внесено:1. в Фонд обороны и на танковую колонну имени Димитрия Дон­ского 1 814 455 [руб.]2. на подарки бойцам Красной Армии — 85 320 [руб.]3. на пострадавших от немецкого нашествия и на восстановление Сталинграда — 131 100 [руб.]4. на помощь семьям фронтовиков и сиротам (в дет[ских] до­мах) — 185 000 [руб.]5. на помощь эвакуированным из оккупированных мест — 10 000 [руб.]6. на военный заем — 1 12 900 [руб.]Всего руб. 2 338 775 [руб.]Григорий, архиепископ Саратовский и СталинградскийРезолюция: «т. Зайцеву []а Карпов Помета Карпова: «Хорошо бы через наших уполномоченных собрать итоги по всем областям и республикам и не за 1943 г., о за время войны.»ГА РФ. ф. Р-6991, Оп. 2. Д. 3. Л. 20. Автограф.Несколько слов неразборчиво.

 


100

Раздел 1

№ 40Резолюция конференции епископов святой автономной православной Белорусской Церкви о разрыве канонической и духовной связи с Московским патриархом и непризнании решений Московской Патриархии[не ранее 29 апреля 1944 г.]аКонференции епископов святой автономной православной Белорусской церкви в Минске.Ко всем пастырям и правоверным нашей святой церкви.Дорогие братья и сестры во Христе!Библейское изречение «После размышления хорошее побе­дит эхо».Мы, архипастыри (и пастыри) собрались в Минске под ру­ководством его преосвященства, достопочтенного митрополита Пантелеймона Минска и всей Белоруссии, чтобы занять позицию в отношениях между святой белорусской православной автоном­ной церковью и так называемыми «изменениями» церковного по­ложения, которое нашло допустимым основание святого Синода и выборы митрополита Сергия «патриархом» в Москве.После братских объяснений мы единодушно установили:Большевизм сегодня, как последние 26 лет, государствующим режимом в областях, угнетенных Москвой. Его, в основу поло­жения5, догма в отношении человека к Богу гласит: «Религия — опиум для народа». Для зла, несправедливости и человеческого несчастья всегда имелось оправдание, и тем самым у людей уси­ливалась вера в небесное счастье. По их суждениям — религия препятствует всякому освобождению, силе и реальному благопо­лучию человечества, и поэтому её искоренение необходимо. Чтобы достичь этой сатаной — матерью всякой лжи, нашептанной цели, апостолы антихриста старались 26 лет уничтожить человеческое «Я», помешать вере в Бога в народе и сделать народ рабом ком-а Датировано по содержанию документа. ь Так в документе.

 


Документы Церкви 101

^унистического учения. Наряду с физическим уничтожением народа шло умерщвление душ.Наша белорусская земля попала в нищету и бедствие, как бе­дорусский народ стал рабом советского властвования. Но хотя обнищание нашего народа было невообразимо велико, хотя пре­ступный большевизм пытался имеющимися в его распоряжения средствами наложить на народ печать безбожия, им не удалось вырвать из сердца народа веру в милость Божию. В сердцах ве­рующих тлела искра надежды, что время освобождения придет, и оно пришло.Могучая немецкая армия в 1941 г. освободила Белоруссию от большевистского рабства. Одновременно были освобождены цер­кви, и появилась возможность опять открыто и свободно служить народу. Опять зазвенели колокола церквей, и верующие пришли на молитву к Всемогущему и Его бесконечной милости.Как только мы наше управление учредили в Минске, тысячи людей потоком устремились во вновь открытые церкви. В тече­ние одного месяца было окрещено 22000 детей. В городе Мин­ске к своим целям возвращено в короткое время семь церквей, и по всей Белоруссии большинство церквей пущены опять в ход. Много построено новых церквей. Церковная жизнь смогла вновь свободно расцвести.Когда большевики признали, что никогда не придут к цели, благодаря хищному уничтожению всех духовных и душевных ценностей, ибо наоборот, все здоровые инстинкты, которые так долго угнетались, вновь распрямили к дневному свету, они пытались эти силы ложью и обманом захватать вновь себе. Они внезапно объявили войну, которую подготовляли и замышляли Ради мировой революции как войну «Отечественную» и в своем сатанинском существе имели дерзость открыть вновь христианс­кие церкви, созвать святой Синод и назначить намеченного ими патриарха Сергия.Их пропаганда оповестила весь мир, что церкви в Советской Союзе больше не преследуются, в их власти монархию занять главенствующую позицию3 в отношении достопочтенного пат- Рйархе Управления и сыпать песок в глаза миру, и, прежде всего,

Так в документе.