Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 79Спецсообщение начальника УНКГБ по Пензенской области Николаева секретарю Пензенского обкома ВКП(б) Морщинину о широком распространении религиозных настроений в области[Не позднее 28 июня 1943 г.]а Совершенно секретноЗа последнее время среди верующих слоев населения области широко распространились настроения за открытие церквей.В мае с.г. бродячий епископ Филарет (Волокитин X. Т.) ус­тановил связь с активными церковниками в г. Пензе и райо­нах области, распространил слух, что он направлен в Пензу митрополитом Сергием, от которого якобы имеет полномочия на открытие церквей. Собрал более 1000 подписей верующих и возбудил ходатайство об открытии церкви в Пензе. Бывший председатель церковного совета Митрофановской церкви г. Пен­зы Никифоров в мае с.г. возбудил ходатайство об открытии цер­кви в Пензе.Бывший председатель церковного совета митрофановской церкви г. Пензы Никифоров в мае с.г. возбудил ходатайство пе­ред горисполкомом об открытии в Пензе второй церкви. Свое ходатайство он обосновывал тем, что к нему обращались более 300 человек верующих, которые желают открыть церковь.В с. Ершово Поимского района б[ывший] дьякон Литкин ор­ганизовал сбор подписей среди верующих граждан, оформив это соответствующим заявлением, и возбудил ходатайство об откры­тии церкви.В Шемышейском районе б[ывшая] монашка Шохина 12 ию­ня с. г. обходила граждан с. Ст. Норка, спрашивая их, верующие они или нет и желают ли открыть церковь.В Сердобском районе группа верующих в количестве 50-60 че­ловек дважды приходила организованно к зданию райисполко­ма с коллективной просьбой открыть церковь. Там же активныйа Датируется по сопроводительному письму Пензенского обкома ВКП(б) в ЦК ВКП(б).

 


Политика Советского государства

191

церковник Титов ведет работу среди верующих с. Студенки об открытии церкви.Верующие из с. Евлашево и Комаровки Кузнецкого района также возбуждали ходатайство об открытии церквей.30 мая с. г. в с. Н. Азясь Мокшанского района группа церковни­ков после моления на квартире у Колчиной направилась к церкви с целью посмотреть, пригодна ли она для исполнения церковных обрядов.Наряду с ходатайствами об открытии церквей в облас­ти существуют нелегальные и полуофициальные группы церковно-сектантского элемента, которые, собираясь на частных квартирах, осуществляют моления.В Лопатинском районе активная церковница Войнова систе­матически устраивает сборища церковников у себя на квартире, на которых читают церковные стихи и молятся.В Б. Демьяновском районе в селах Монастырское, Красный Восток, Дубровка и др[угих] существуют нелегальные сектантские группы, которые, собираясь на квартирах для моления, вовлекают других лиц в свои религиозные секты.Аналогичные группы церковников и сектантов, собирающиеся на нелегальные моления, имеются в Даниловском, Башмаковском, Сосновоборском, Городищевском, Каменском, Н. Пестравском, Вадинском, Бековском районах и г. Кузнецке. Всего по районам области зафиксировано более 20 таких групп.Установлено ряд случаев, когда верующие организуют груп­повые выходы на молебствия с просьбой о ниспослании дождя, Урожая и т. д. Например:В начале мая месяца в селе Огаревка Даниловского района груп­па женщин в количестве 13-15 человек ночью с иконами и религи­озными песнями ходила вокруг села, молясь о дожде и урожае.В Шемышейском районе у источника, называемого «семь клю­чей» (по преданию верующих является «святым» источником), на­ходящегося в поле у с. Дубровка, верующими, преимущественно Женщинами, организовывались религиозные сборища в апреле и мае месяцах, на которых собирались до 100 и более человек. 13 июня у этого источника собралось около 800 человек верующих Из сел Шемышейского, Даниловского и Лопатинского районов.Ти сборища приурочиваются к религиозным праздникам.

 


В мае месяце с. г. имел место случай, когда массовое религи­озное сборище использовал антисоветский элемент. 30 мая с. г. в Николо-Азясь Мокшанского района группа церковников в количес­тве 30 человек после моления на дому организовала шествие по селу с иконами, церковным песнопением и, проходя по селу, собрала толпу свыше 100 человек. Во время шествия и моления кликуша Потапова, якобы в припадке религиозного экстаза, начала произ­водить антисоветские выкрики, направленные против колхозов.Наличие фактов активизации верующих слоев населения гово­рит, прежде всего об отсутствии массовой партийно-воспитательной работы среди населения, прекращением работы радиоузлов в ря­де районов области, запоздалым и редким доставлением газет в колхозы и бригады.Этим пользуется бродячий элемент, который под видом боль­ных, юродивых, странников выдают себя за «святых» и прозорли­вых людей, призывают к молению и открытию церквей, распро­страняют всевозможные слухи. Особое влияние на религиозно настроенную массу оказывают бродячие попы, монахи, появив­шиеся за последнее время в области после отбытия сроков нака­зания и высланные из режимных городов. Например:Волокитин X. Т., быв[ший] священник, в прошлом судим за контрреволюционное преступление, бежал из лагеря, проживал в Москве, откуда выслан в 1941 г., в Пензенской области вел бро­дячий образ жизни.Калинин И. В., быв[ший] дьякон, дважды судим за антисоветскую деятельность, проживает в Кондольском районе, систематически у себя на квартире принимает верующих, которым дает «наставления» по религиозным вопросам. Его посещают граждане из Терновского, Телегинского, Даниловского и Шемышейского районов.Марушин А. Г. быв[ший] священник, ведет бродячий образ жизни, распространяет слухи о якобы состоявшемся решении Советского правительства об открытии церквей.Действующие в области две церкви, которые в основном ока­зывают полезное влияние на верующее население, возбуждая патриотические чувства и призывая трудиться каждого на любой работе с целью победы над врагом, в то же время используется вышеуказанными проходимцами для агитации за массовое от­крытие церквей. Распространяются такие настроения через веру­

 


Политика Советского государства

193

ющих, прибывающих в Пензенскую церковь из далеких деревень области за 100 и более километров.П/п. Начальник УНКГБ по Пензенской области полковник государственной безопасности НиколаевРГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 181. Л. 10-11. Зав. копия.№ 80Докладная записка В. Н. Меркулова А. С. Щербакову с просьбой разрешить переезд в Москву из эвакуации руководства церковных центров3 июля 1943 г.а г. Москва Совершенно секретно№ 931/мЦК ВКП(б) товарищу ЩербаковуРуководители церковных центров, патриарший местоблюсти­тель митрополит Сергий Страгородский, первоиерарх обновлен­ческих церквей Александр Введенский и руководство «Всесоюзно­го Совета Евангельских Христиан»16, эвакуированные из Москвы в г. Ульяновск в октябре месяце 1941 г, в последнее время выска­зывают большое недовольство таким длительным пребыванием в эвакуации. Митрополит Сергий даже опасается отстранения его от Руководства церковью в связи с тем, что находящийся в Москве митрополит Николай Ярушевич не только управляет практичес­кими делами Московской патриархии, но и состоит членом Чрез­вычайной Государственной Комиссии по выявлению и рассле­дованию немецких зверств, принимает по церковным вопросам Иностранных представителей и корреспондентов.а В ЦК ВКП(б) получена 6 июля 1943 года.

 


194

Раздел 2

Кроме того, нахождение церковных центров в Ульяновске значительно затрудняет практическое проведение через них ря­да мероприятий, особенно необходимых в связи с большим ко­личеством на освобожденных территориях церквей, открытых немецкими оккупантами.В связи с этим и учитывая настроения церковных руководите­лей, а также ожидаемый в сентябре месяце с.г. приезд из Англии делегации английской церкви, считаю целесообразным разрешить переезд церковных центров и «Всесоюзного Совета Евангельских Христиан» из Ульяновска в Москву.Прошу Ваших указаний.Народный комиссаргосударственной безопасности Союза ССР В. МеркуловПомета внизу листа: «т. Щербаков ознакомился. 8/УН. Крапивин».РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 188. Л. 18. Подлинник на бланке НКГБ СССР. Одинцов М. И. Власть и религия в годы войны. С. 301—302.№ 81Отчет Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Г. Г. Карпова о приеме Председателем СНК СССР И. В. Сталиным иерархов Русской Православной Церкви5 сентября 1943 г.4.09.43 г. я был вызван к товарищу Сталину, где мне были за­даны следующие вопросы:а) что из себя представляет митрополит Сергий (возраст, физи­ческое состояние, его авторитет в церкви, его отношение к властям),

 


Политика Советского государства

195

б) краткая характеристика митрополитов Алексия и Николая,в) когда и как был избран в патриархи Тихон,г) какие связи Русская православная церковь имеет с заграни­цей,д) кто является патриархами Вселенским, Иерусалимским и дру­гими,е) что я знаю о руководстве православных церквей Болгарии, Югославии, Румынии,ж) в каких материальных условиях находятся сейчас митрополи­ты Сергий, Алексий и Николай,з) количество приходов православной церкви в СССР и количе­ство епископата.После того, когда мною были даны ответы на вышеуказанные вопросы, мне было задано 3 вопроса личного порядкаа) русский ли я,б) с какого года в партии,в) какое образование имею и почему знаком с церковными воп­росами.После этого т. Сталин сказал: «Нужно создать специальный орган, который бы осуществлял связь с руководством церкви. Какие у вас есть предложения».Оговорившись, что к этому вопросу не совсем готов, я внес предложение организовать при Верховном Совете СССР отдел по делам культов и исходил при этом из факта существования при ВЦИКе постоянно действующей Комиссии по делам куль­тов.Тов. Сталин, поправив меня, сказал, что организовывать ко­миссию или отдел по делам культов при Верховном Совете Союза ССР не следует, что речь идет об организации специального орга­на при Правительстве Союза и речь может идти об образовании или Комитета или Совета. Спросил мое мнение.Когда я сказал, что затрудняюсь ответить на этот вопрос, т- Сталин, несколько подумав, сказал:1) надо организовать при Правительстве Союза, т. е. при Сов­наркоме, Совет, который назовем Советом по делам Русской православной церкви,2) на Совет будет возложено осуществление связей между прави­тельством Союза и патриархом,

 


196

Раздел 2

3) Совет самостоятельных решений не принимает, докладываети получает указания от Правительства».После этого т. Сталин обменялся мнениями с тов. Маленко­вым, Берия по вопросу — следует ли принимать ему митропо­литов Сергия, Алексия, Николая, а также спросил меня, как я смотрю на то, что Правительство примет их. Все трое сказали, что они считают это положительным фактом.После этого тут же, на даче т. Сталина, я получил указание поз­вонить митрополиту Сергию и от имени Правительства передать следующее: «Говорит с Вами представитель Совнаркома Союза. Правительство имеет желание принять Вас, а также митрополитов Алексия и Николая, выслушать Ваши нужды и разрешить име­ющиеся у Вас вопросы. Правительство может Вас принять или сегодня же, через час—полтора, или, если это время Вам не под­ходит, то прием может быть организован завтра (в воскресенье), или в любой день последующей недели».Тут же, в присутствии т. Сталина, созвонившись с Сергием и отрекомендовавшись представителем Совнаркома, я передал вы­шеуказанное и попросил обменяться мнениями с митрополита­ми Алексием и Николаем, если они находятся в данное время у митрополита Сергия.После этого доложил т. Сталину, что митрополиты Сергий, Алексий и Николай благодарят за такое внимание со стороны Правительства и хотели бы, чтобы их приняли сегодня.Двумя часами позднее митрополиты Сергий, Алексий и Нико­лай прибыли в Кремль, где были приняты т. Сталиным в кабинете Председателя Совнаркома Союза ССР. На приеме присутствовали т. Молотов и я.Беседа т. Сталина с митрополитами продолжалась 1 час 55 минут.Т. Сталин сказал, что Правительство Союза знает о проводи­мой ими патриотической работе в церквах с первого дня войны, что Правительство получило очень много писем с фронта и из тыла, одобряющих позицию, занятую церковью по отношению к государству.Т. Сталин, коротко отметив положительное значение патри­отической деятельности церкви за время войны, просил митро­политов Сергия, Алексия и Николая высказаться об имеющихся

 


Политика Советского государства

197

у патриархии и у них лично назревших, но не разрешенных воп­росах.Митрополит Сергий сказал т. Сталину, что самым главным и наиболее назревшим вопросом является вопрос о центральном руководстве церкви, т. к. почти 18 лет [он] является патриаршим местоблюстителем и лично думает, что вряд ли, где есть столь продолжительные вреды, что Синода в Советском Союзе нет с 1935 г., а потому он считает желательным, что [бы] Правительс­тво разрешило собрать архиерейский Собор, который и изберет патриарха, а также образует орган в составе 5—6 архиереев.Митрополиты Алексий и Николай также высказались за об­разование Синода и обосновали это предложение об образова­нии как наиболее желаемую и приемлемую форму, сказав также, что избрание патриарха на архиерейском Соборе они считают вполне каноничным, т. к. фактически церковь возглавляет бес­сменно в течение 18 лет патриарший местоблюститель митро­полит Сергий.Одобрив предложения митрополита Сергия, т. Сталин спро­сил:а) как будет называться патриарх.б) когда может быть собран архиерейский Собор,в) нужна ли какая помощь со стороны Правительства для ус­пешного проведения Собора (имеется ли помещение, нужен ли транспорт, нужны ли деньги и т д.).Сергий ответил, что эти вопросы предварительно ими между собой обсуждались, и они считали бы желательным и правиль­ным, если бы Правительство разрешило принять для патриарха титул «патриарха Московского и всея Руси», хотя патриарх Тихон, избранный в 1917 г. при Временном правительстве, назывался пат­риархом Московским и всея России».Тов. Сталин согласился, сказав, что это правильно.На второй вопрос митрополит Сергий ответил, что архиерей­ский Собор можно будет собрать через месяц, и тогда т. Сталин, Улыбнувшись, сказал «А нельзя ли проявить большевистские тем­ны». Обратившись ко мне, спросил мое мнение, я высказался, что есди мы поможем митрополиту Сергию соответствующим транс­портом для быстрейшей доставки епископата в Москву (самоле­тами), то Собор мог бы быть собран и через 3—4 дня.

 


После короткого обмена мнениями договорились, что архи­ерейский Собор соберется в Москве 8 сентября.На третий вопрос митрополит Сергий ответил, что для прове­дения Собора никаких субсидии от государства они не просят.Вторым вопросом митрополит Сергий поднял, а митрополит Алексий развил, вопрос о подготовке кадров духовенства, причем оба просили г. Сталина, чтобы им было разрешено организовать богословские курсы при некоторых епархиях.Тов. Сталин, согласившись с этим, в то же время спросил, почему они ставят вопрос о богословских курсах, тогда как Правительство может разрешить организацию духовной ака­демии и открытие духовных семинарий во всех епархиях, где это нужно.Митрополит Сергий, а затем еше больше митрополит Алек­сий, сказали, что для открытия духовной академии у них еще очень мало сил и нужна соответствующая подготовка, а в отно­шении семинарий — принимать в них лиц не моложе 18 лет они считают неподходящим по времени и прошлому опыту, зная, что пока у человека не сложилось определенное мировоззрение, готовить их в качестве пастырей весьма опасно, т. к. получается большой отсев, и, может быть, в последующем, когда церковь будет иметь соответствующий опыт работы с богословскими курсами, встанет этот вопрос, но и то организационная и про­граммная сторона семинарий и академии должна быть резко видоизменена.Тов. Сталин сказал: «Ну, как хотите, это дело ваше, а если хо­тите богословские курсы, — начинайте с них, но Правительство не будет иметь возражений и против открытия семинарий и ака­демий».Третьим вопросом Сергий поднял вопрос об организации изда­ния журнала Московской патриархии, который бы выходил один раз в месяц, и в котором освещались бы, как хроника церкви, гак и статьи, и речи богословского и патриотического характера.Тов. Сталин ответил: «Журнал можно и следует выпускать».Затем митрополит Сергий затронул вопрос об открытии цер­квей в ряде епархий, сказав, что об этом перед ним ставят [воп­росы] почти все епархиальные архиереи, что церквей мало и что уж очень много лет церкви не открываются.

 


При этом митрополит Сергий сказал, что он считает необходи­мым предоставить право епархиальному архиерею входить в пере­говоры с гражданской властью по вопросу открытия церквей.Митрополиты Алексий и Николай поддержали Сергия, отме­тив при этом неравномерность распределения церквей в Совет­ском Союзе и высказав пожелание в первую очередь открывать церкви в областях и краях, где нет совсем церквей или где их мало.Тов. Сталин ответил, что этому вопросу никаких препятствий со стороны Правительства не будет.Затем митрополит Алексий поднял вопрос перед т. Сталиным об освобождении некоторых архиереев, находящихся в ссылке, в лагерях, в тюрьмах и т. д.Тов. Сталин сказал им: «Представьте такой список, его рас­смотрим».Сергий поднял тут же вопрос о предоставлении права сво­бодного проживания и передвижения внутри Союза и права исполнять церковные службы бывшим священнослужителям, отбывшим по суду срок своего заключения, т. е. вопрос был поднят о снятии запрещений, вернее, ограничений, связанных с паспортным режимом.Тов. Сталин предложил мне этот вопрос изучить. Митрополит Алексий, попросив разрешения у г. Сталина, спе­циально остановился на вопросах, имеющих отношение к цер­ковной кассе, а именно:а) митрополит Алексий сказал, что он считает необходимым пре­доставление епархиям права отчислять некоторые суммы из касс церквей и из касс епархий в кассу центрального церковно­го аппарата для его содержания (патриархия, Синод), и в связи с этим же митрополит Алексий привел пример, что инспектор по административному надзору Ленсовета Татаринцева такие отчисления делать не разрешила;б) что в связи с этим же вопросом он, а также митрополиты Сер­гий и Николай, считают необходимым, чтобы было видоиз­менено положение о церковном управлении, а именно, чтобы священнослужителям было дано право быть членами испол­нительного органа церкви.Тов. Сталин сказал, что против этого возражений нет.

Политика Советского государства 199

 


200

Раздел 2

Митрополит Николай в беседе затронул вопрос о свечных за­водах, заявив, что в данное время церковные свечи изготовляются кустарями, продажная цена свечей в церквах весьма высокая и что он, митрополит Николай, считает лучшим предоставить право иметь свечные заводы при епархиях.Тов. Сталин сказал, что церковь может рассчитывать на всес­тороннюю поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР и что, как он говорил об организации духовных учебных заведений, не возражая против открытия семинарий в епархиях, так не может быть препятствий и к открытию при епархиальных управлениях свечных заводов и других производств.Затем, обращаясь ко мне, т. Сталин сказал: «Надо обеспечить право архиерея распоряжаться церковными суммами. Не надо делать препятствий к организации семинарий, свечных заво­дов и т. д.».Затем т. Сталин, обращаясь к трем митрополитам, сказал: «Если нужно сейчас или если нужно будет в дальнейшем, госу­дарство может отпустить соответствующие субсидии церковному центру».После этого т. Сталин, обращаясь к митрополитам Сергию, Алексию и Николаю, сказал им. «Вот мне доложил т. Карпов, что Вы очень плохо живете: тесная квартирка, покупаете продукты на рынке, нет у Вас никакого транспорта. Поэтому Правительс­тво хотело бы знать, какие у Вас есть нужды и что Вы хотели бы получить от Правительства».В ответ на вопрос т. Сталина, митрополит Сергий сказал, что в качестве помещений для патриархии и для патриарха он просил бы принять внесенные митрополитом Алексием предложения о предоставлении в распоряжение патриархии бывшего игуменс­кого корпуса в Новодевичьем монастыре, а что касается обеспе­чения продуктами, то эти продукты они покупают на рынке, но в части транспорта просил бы помочь, если можно, выделением машины.Тов. Сталин сказал митрополиту Сергию: «Помещение в Ново­девичьем монастыре т. Карпов посмотрел: они совершенно не- благоустроены, требуют капитального ремонта, и чтобы занять их, надо еще много времени. Там сыро и холодно. Ведь надо

 


Политика Советского государства

201

учесть, что эти здания построены в XVI в. Правительство Вам может предоставить завтра же вполне благоустроенное и под­готовленное помещение, предоставив вам 3-этажный особняк в Чистом переулке, который занимался ранее бывшим немец­ким послом Шуленбургом. Но это здание советское, не немец­кое, так что Вы можете совершенно спокойно в нем жить. При этом особняк мы Вам предоставляем со всем имуществом, мебе­лью, которая имеется в этом особняке, а для того, чтобы лучше иметь представление об этом здании, мы сейчас Вам покажем план его».Через несколько минут представленный т. Сталину т. Пос­кребышевым план особняка по Чистому переулку, дом 5, с его подворными постройками и садом, был показан для ознакомле­ния митрополитам, причем было условлено, что на другой день, 5 сентября, т, Карпов предоставит возможность митрополитам лично осмотреть указанное выше помещение.Вновь затронув вопрос о продовольственном снабжении, т. Сталин сказал митрополитам: «На рынке продукты покупать Вам неудобно и дорого, и сейчас продуктов на рынок колхоз­ник выбрасывает мало. Поэтому государство может обеспечить продуктами Вас по государственным ценам. Кроме того, мы завтра-послезавтра предоставим в ваше распоряжение 2-3 легко­вые автомашины с горючим»3.Тов. Сталин спросил митрополита Сергия и других митро­политов, нет ли у них еще каких-либо вопросов к нему, нет ли других нужд у церкви, причем об этом т. Сталин спросил несколько раз.Все трое заявили, что особых просьб больше они не имеют, но иногда на местах бывает переобложение духовенства подоходным налогом, на что т. Сталин обратил внимание и предложил мне в каждом отдельном случае принимать соответствующие меры проверки и исправления.После этого т. Сталин сказал митрополитам: «Ну, если у Вас больше нет к Правительству вопросов, то, может быть, будут потом. Правительство предполагает образовать специальный государственный аппарат, который будет называться Совет

 


202

Раздел 2

по делам Русской православной церкви, и Председателем Со­вета предполагается назначить т. Карпова. Как вы смотрите на это?»Все трое заявили, что они весьма благожелательно принимают назначение на этот пост т. Карпова.Тов. Сталин сказал, что Совет будет представлять собою место связи между Правительством и церковью и Председатель его дол­жен [докладывать] Правительству о жизни церкви и возникающих у нее вопросах.Затем, обращаясь ко мне, т. Сталин сказал. «Подберите се­бе 2-3 помощников, которые будут членами Вашего Совета, образуйте аппарат, но только помните: во-первых, что Вы не обер-прокурор; во-вторых, своей деятельностью больше подчер­кивайте самостоятельность церкви».После этого т. Сталин, обращаясь к т. Молотову, сказал: «Надо довести об этом до сведения населения, так же, как потом надо будет сообщить населению и об избрании патриарха».В связи с этим Вячеслав Михайлович Молотов тут же стал со­ставлять проект коммюнике для радио и газет, при составлении которого вносились соответствующие замечания, поправки и до­полнения, как со стороны т. Сталина, так и отдельные со стороны митрополитов Сергия и Алексия.Текст извещения был принят в следующей редакции:«4 сентября с. г. у Председателя Совета Народных Комиссаров СССР т. И. В. Сталина состоялся прием, во время которого име­ла место беседа с патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием, Ленинградским митрополитом Алексием и экзархом Украины, Киевским и Галицким митрополитом Николаем.Во время беседы митрополит Сергий довел до сведения Пред­седателя Совнаркома, что в руководящих кругах православной церкви имеется намерение созвать Собор епископов для избрания патриарха Московского и всея Руси и образования при патриархе Священного Синода.Глава Правительства т. И. В. Сталин сочувственно отнесся к этим предложениям и заявил, что со стороны Правительства не будет к этому препятствий.При беседе присутствовал Заместитель Председателя Совнар­кома СССР т. В. М. Молотов».

 


Это извещение было опубликовано в газете «Известия» от 5 сентября 1943 г.Коммюнике было передано т. Поскребышеву для передачи в этот же день по радио и в ТАСС для напечатания в газетах.После этого т. Молотов обратился к Сергию с вопросом: ког­да лучше принять делегацию Англиканской церкви, желающую приехать в Москву, во главе с архиепископом Йоркским.Сергий ответил, что, поскольку Собор епископов будет собран через 4 дня, значит, и будут проведены выборы патриарха, англи­канская делегация может быть принята в любое время.Тов. Молотов сказал, что, по его мнению, лучше будет принять эту делегацию месяцем позднее.В заключение этого приема у т. Сталина выступил митрополит Сергий с кратким благодарственным словом к Правительству и лично к т. Сталину.Тов. Молотов спросил т. Сталина: «Может, следует вызвать фотографа?».Тов. Сталин сказал: «Нет, сейчас уже поздно, второй час ночи, поэтому мы сделаем это в другой раз».Тов. Сталин, попрощавшись с митрополитами, проводил их до дверей своего кабинета.Данный прием был историческим событием для церкви и ос­тавил у митрополитов Сергия, Алексия и Николая большие впе­чатления, которые были очевидны для всех, кто знал и видел в те дни Сергия и других.

Политика Советского государства 203

ГАРФ. ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-10. Подлинник.Одинцов М. И. Власть и религия в годы войны. М., 2005. С. 305-312.

 


204

Раздел 2

№ 82Докладная записка начальника Ростокинского РО УНКГБ г. Москвы И. Миронова начальнику отдела УНКГБ подполковнику госбезопасности Фадееву о реакции трудящихся районов на встречу И. В. Сталина с православными митрополитами и изменения в религиозной политике176 сентября 1943 г. г. МоскваО политнастроениях трудящихся Ростокинского района в свя­зи с приемом товарищем Сталиным руководящих лиц православ­ной церкви.Трудящиеся Ростокинского района встретили сообщение о приеме товарищем Сталиным митрополита Сергия, митрополи­та Алексия и митрополита Николая, как желание православной церкви объединиться всем русским народам для изгнания с Со­ветской земли ненавистных немецких захватчиков.«На данном этапе религия также служит против варварства, чинимого немецкими захватчиками. Религия у нас не запреща­ется, это частное дело каждого».Канторович Е. А., чл. ВКП(б), начальник ВУП завода «Ка­либр».«Наше правительство правильно поступает, когда разрешает митрополитам собирать свои собрания, пожалуйста, собирайтесь, но Вы должны быть лояльны к Советской власти.В России никогда гонения на церковь не было, а в церкви были отдельные негодяи, которые поддерживали старое капиталисти­ческое общество. За это их Советская власть карала и правильно делала».Кривицкий Е. А., б/п, инженер завода № 220.«Этот прием имел целью договориться об организации не толь­ко церкви в СССР, но также и церкви и духовенства в славянских странах (Болгария, Югославия, Польша и другие), руководство должно быть централизовано из Москвы».Иванов Л.И., б/п, инженер завода «Деталь».

 


Политика Советского государства

«Я смотрю с юридической точки зрения, безусловно, они все большие политики и, пользуясь тем, что их призывом хотят заво­евать юридическое право на легальное существование. Со времен Петра I до революции Патриаршество на Руси не существовало, цари не хотели иметь второго духовного лица и руководили цер­ковью через обер-прокуроров, выбираемых царем».Последний патриарх был Тихон, сейчас первым кандидатом будет первый Сергий.Кошелев Г. М., б/п, юрисконсульт завода «Калибр».«Прием товарищем Сталиным духовенства вызван пожеланием Америки. После этого собора религия не будет в загоне. Я против­ник тому, чтобы религия была также распространена как раньше, ибо она в человеке вырабатывает чувства жалости, пугливости перед каким-то всевышним».Баралев К. М., б/п, начальник ОТК завода № 1 НКСтроя.«Если правительство так их принимает, то, очевидно, пойдет и на уступки, возможно даже может быть будет преподавание в школах закона божьего».Стасенко В. И., б/п, диспетчер завода № 220.«По всему видно, что идет к старому, на нас жмут англичане и американцы».Афонин, б/п, начальник пожарной охраны завода № 220.«Организация священного синода даст возможность выяснить нанесенный ущерб СССР фашистскими мерзавцами. Раньше цер­ковники занимались шпионажем и восхвалением капиталисти­ческого строя, а теперь они будут воспитывать чувства к своей родине».Воробьев, б/п, электромонтер завода «Калибр».«Недавно я был в церкви на Елоховской площади, там было торжественное богослужение с тремя митрополитами. Во время богослужения было провозглашено здравие Сталину и победо­носному русскому воинству».Александров, б/п«Если даже мы победим немцев, то все равно у нас многое в политике изменится, большевикам придется отказаться от многих своих дикостей, разрешение созыва синода это только начало, возвращаемся постепенно к прежнему».Обрезков С. А., б/п, пенсионер

 


206

Раздел 2

«Это хорошо, что разрешают свободно служить в церквах как раньше и на душе было радостно и приятно, не то что сейчас, сейчас не жизнь. У нас все построено на обмане».Петровичев В. А., б/п, вахтер завода № 220.Начальник Ростокинского РО УНКГБ г. МосквыМироновЦАФСБ РФ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 313. Л. 198-199.№ 83Докладная записка В. Н. Меркулова И. В. Сталину о выделении Московской Патриархии помещения и транспорта и предстоящем избрании патриархом митрополита Сергия37 сентября 1943 г. г. Москва Совершенно] секретно№ 1904/мГосударственный комитет обороны товарищу Сталину И.В.НКГБ СССР докладывает, что во исполнение Ваших указаний:1. С утра 5 сентября текущего года в распоряжение митрополита Сергия выделена автомашина «ЗИС» с шофером и горючим.2. В течение 6 сентября особняк по Чистому пер. № 5, предо­ставленный в распоряжение Московской Патриархии, был подготовлен для вселения и сегодня, 7 сентября, митрополит Сергий вместе со своим штатом переселился в особняк, в чем ему была оказана соответствующая помощь.3. После осмотра особняка по Чистому пер. № 5 митрополиты Сер­гий, Алексий и Николай отказались от помещения в бывшем Ново-Девичьем монастыре, заявив, что оно им не нужно.а Записка Меркуловым направлена также В. М. Молотову.

 


Политика Советского государства

207

Действительно, осмотренное нами помещение игуменского корпуса в бывшем Ново-Девичьем монастыре оказалось совер­шенно непригодным для жилья и размещения патриархии.4. Завтра, 8 сентября, в 11 часов утра откроется Собор епископов, на котором будет проведено возведение митрополита Сергия в сан Патриарха Московского и всея Руси3.Три постоянных члена Синода по положению будут назначе­ны сегодня распоряжением митрополита Сергия. Другие три члена Синода будут работать в Синоде по полгода по очереди в порядке старшинства по составленному в Патриархии списку епископов.Народный комиссар государственнойбезопасности Союза ССР В. МеркуловАП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 4. Л. 2. Подлинник.№ 84Докладная записка В. Н. Меркулова члену ГКО В. М. Молотову об откликах иностранных дипломатов и политэмигрантов на изменение внутренней политики Советского Союза в отношении религииь8 сентября 1943 г. г. Москва№ 1909/мГосударственный Комитет Обороны товарищу МолотовуВ связи с приемом в Кремле митрополитов Сергия, Алексия и Николая, со стороны отдельных членов дипкорпуса, военныха Отчеркнуто вертикальной чертой по левому полю И. В. Сталиным. ь Докладная записка направлена также И. В. Сталину (экземпляр № 1) и Л. П. Берии (экземпляр № 3).

 


208

Раздел 2

миссий, иностранных] корреспондентов и политэмигрантов от­мечены следующие высказывания.Ахи — иранский посол:«Советское правительство, являясь мудрым правительством, правильно решило вопрос в части допуска выборов патриарха всея Руси и образования при патриархе Священного Синода. Этот акт не сделан под давлением союзников и это произведет на них боль­шое впечатление.Конечно, я уверен, что деятельность духовенства в СССР будет весьма ограничена».Кинтайнина — мексиканский посол:«Это очень разумное решение, которое вышибет почву из под ног реакционных элементов США и Англии, вечно кричащих о том, что в СССР преследуют религию.Англия давно поняла необходимость существования нацио­нальной церкви в противовес опасной интернациональной цер­кви, как реакционной католической церкви. Национальная цер­ковь, существующая с благословения государства, может этому государству принести известную пользу.Создание национальной церкви в России во время войны имеет большое значение. Президент Рузвельт будет особенно доволен, так как он подвергался многочисленным нападкам после своего известного заявления о том, что в России сущес­твует свобода религий».Ван Кершов д’Аллебас — бельгийский посол:«Это все написано для нас, иностранцев, а не для русских. Это только пропаганда, которая ничего не стоит. Вот если бы Сталин дал сотни отремонтированных церквей, этим было бы сделано много. Мы, иностранцы, смотрим на это как интересный прием пропаганды. Для русских же ведь все равно, что бы не написали в газетах, так как обсуждать они все равно не будут».Смит Арнольд — секретарь канадской дипломатической миссии:«Религия достаточно патриотически проявила себя во вре­мя войны, и государство справедливо разрешает официальную религиозную организацию. Для мирового мнения это еще одна симпатичная черта поведения Сталина».Мартель — генерал-лейтенант, начальник английской военной миссии в СССР:

 


Политика Советского государства

209

«Мировое общественное мнение не раз заставляло Советское правительство идти на уступки демократическим свободам, и об­разование Синода — одна из них.Клерикальное движение всегда было тесно связано с полити­кой, но впервые при диктатуре уживается влиятельная религи­озная организация с одной партией атеистов».Хьюго — подполковник, член военной британской миссии:«Раз таким вопросом занимается сам Сталин, значит, он при­дает ему большое значение и, видимо, вынужден несколько смяг­чить слишком резкий тон всего прошлого, делая одну уступку за другой».Стуик — сотрудник прессекции британского посольства в СССР:«Не препятствовать образованию Священного Синода — это правильный шаг со стороны Сталина. Когда раньше верующие люди признавали и проповедовали свою веру только односто­ронне, в СССР это считали опасным и называли религию опи­умом. За время текущей войны все эти верующие люди раз­вились политически. Вернее сказать, фашистский гнет сделал их демократами. А с такими уже легче бороться и они менее опасны, чем были раньше».Уайт — редактор английского еженедельника «Британский Союзник»:«У нас даже руководящие лидеры профсоюзов ходят в церковь. Верят они или не верят, но религией пользуются в том или ином случае для своих целей. В Англии религия в почете, ее называют совестью человека и не любят, когда эту «совесть» подавляют. Новый шаг Сталина — это одно из самых умных мероприятий для того, что­бы еще усилить симпатии британского народа к русскому народу».Кинг — корреспондент английского агентства «Рейтер»:«Вопрос о рели