Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

АРХЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕДокументы для сборника «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов» были выявлены в фе­деральных архивах и городских архивах Москвы и Санкт-Петербурга, в Курском и Псковском областных архивах, а также в Центральном Архиве ФСБ России и Архиве Президента Российской Федерации, в го­сударственных архивах Республики Украины и Республики Беларуси.В фондах Российского государственного архива социально-полити­ческой истории (РГАСПИ) выявление проводилось по фондам 17 (Цент­ральный Комитет ВКП(б)-КПСС), 89 (В. М. Молотов), 558 (И. В. Сталин), 628 (Коллекция документов о пожертвованиях советских и зарубежных граждан в фонд обороны СССР (1942-1946)), в Государственном архи­ве Российской Федерации (ГАРФ) — по фондам Р-6991 (Совет по де­лам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров (Совете министров) СССР); Р-5446 (Совет Народных Комиссаров — Совет министров СССР) и Российском государственном военном архиве (РГВА) — по фондам 500/к (Главное управление государственной безо­пасности Германии. Г. Берлин), 1470/к (Министерство церковных дел), 1447/к (Немецко-фашистские административные и судебные органы на временно оккупированной территории).В сборник включены документы, выявленные архивистами Рес­публики Украины: в Центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины (ЦГАВОВУ), Центральном го­сударственном архиве общественных объединений (ЦГАОО Украины), Центральном государственном архиве — музее литературы и искусства Украины (ЦГАМЛИ Украины), Государственном архиве Сумской об­ласти (ГАСО), и Республики Беларуси: в Национальном архиве Рес­публики Беларусь (НА РБ), Витебском (ГАВО), Могилевском (ГАМО) и Минском (Госархив Минской области) государственных архивах.

 


Археографическое предисловие

33

фотоматериалы представлены Российским государственным архивом кинофотодокументов (РГАКФД), Архивом Президента РФ (АП РФ), Центральным государственным архивом историко-политических до­кументов Санкт-Петербурга (ЦГА ИПД СПб) и Центральным госу­дарственным архивом кинофото- фонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб).Кроме того, использованы документы, опубликованные ранее в сбор­никах документов «Правда о религии» (М., 1942), «Русская Православ­ная церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных до­кументов» (М., 1943), М. И. Одинцов «Власть и религия в годы войны» (М., 2005), М. В. Шкаровский «Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935— 1945 годов». (М., 2003). «Войной испепеленные годы. Псковский край накануне и в годы Великой Отечественной войны, в первые послевоен­ные годы. 1939—1949». (Псков, 2005), «Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939-1958». (М., 2003).Выявлено более 600 документов, в сборник включен 221 документ, в том числе впервые публикуются 197 документов.Ранее опубликованные по копиям, источники сверены с архивны­ми оригиналами, за исключением нескольких документов, которые не удалось обнаружить в российских архивах.При повторной публикации учтено и содержание, и значение до­кументов для более полного освещения темы публикации. При этом были уточнены заголовки, датировка, легенды (при отсутствии архи­вных шифров), устранены недостатки в передаче текста документов (например, в публикациях отсутствуют резолюции и пометы, дело­производственные номера, в том числе, в постановлениях СНК СССР, иногда грифы секретности и т. д.).В сборнике представлены разнообразные документы: послания Московского Патриарха и постановления Священного Синода и СНК СССР, докладные записки, справки, статистические таблицы председа­теля и уполномоченных Совета по делам РПЦ при СНК СССР; письма, записки, обзоры; приказы и распоряжения Министерства восточных территорий Германии и вермахта по вопросам религиозной политики; статьи и информация из газет, издававшихся на временно оккупиро­ванной территории СССР, и другие материалы.При отборе архивных источников, в первую очередь, предпочтение было отдано документам обобщающего характера. Например, публику­ются отчеты и доклады уполномоченного Совета по делам Русской Пра­вославной Церкви при СНК СССР на Украине П. С. Ходченко, в которые

 


34

Археографическое предисловие

вошли наиболее содержательные факты и цифры из отчетов и докладов областных уполномоченных.В сборник включены документы, репрезентативно освещающие патриотическую деятельность Московской Патриархии, духовенства и мирян.При выборе текста для публикации предпочтение отдавалось под­линникам, при их отсутствии — отпуску или заверенной копии. В свя­зи с тем, что председатель Совета по делам Русской Православной Цер­кви при СНК СССР Г. Г. Карпов направлял свои докладные записки нескольким адресатам, для сличения текстов привлекались все ориги­налы, а в публикацию включался текст первого адресата (И. В. Сталин или В. М. Молотов). Не включенные в сборник подлинные документы (тексты на бланках, подписанные Карповым) и направленные в не­сколько адресов были использованы для воспроизведения имеющихся на них резолюций и помет.При передаче текста воспроизведены резолюции и пометы, сохра­нены стилистические особенности, а также своеобразное употребле­ние прописных букв в документах советских и церковных учреждений. Пропущенные в тексте предлоги, восстановленные составителями сло­ва и раскрытые произвольные сокращения заключены в квадратные скобки.Большинство документов публикуется полностью, исключение со­ставляют объемные документы, где к теме сборника имеет отношение только часть текста (раздел, параграф и т. д.).Извлечения из текста документов отмечены в заголовке предлогом «из», а в тексте отточием в квадратных скобках. Неисправности текста исправлены в подстрочных примечаниях. В случае невозможности ис­правления дается подстрочное примечание: «Так в документе». Опечатки и описки, не имеющие смыслового значения, устраняются без оговорки в примечаниях.Документы снабжены заголовками, которые содержат общую харак­теристику публикуемого источника (делопроизводственная разновид­ность документа, автор, адресат, краткое содержание). Археографическое оформление документа включает также дату, место написания и архи­вную легенду документа. В документах нормативного и организацион­но-распорядительного характера в заголовках указан их делопроизводс­твенный номер. Если авторский заголовок или его часть включены в редакционный заголовок, то он заключается в кавычки без пояснения в подстрочном примечании. Гриф секретности, являющийся частью текста документа, воспроизводится после даты.

 


Археографическое предисловие 35

В случае отсутствия в документе даты или места его написания, не­достающие элементы, установленные составителями, даны в квадратных скобках, а их обоснование давалось в подстрочных примечаниях.Должность председателя Совета по делам РПЦ при СНК СССР Г.Г. Карпова и заместителя Председателя СНК СССР В. М. Молото­ва в заголовках указаны только при первом упоминании. Должность И. В. Сталина не дается, так как, как правило, авторы ее не указывают или дают сокращенно (в этом случае она воспроизводится как часть текста документа).Место написания в заголовке не указано в случаях, когда обозначе­ние автора содержит указание на место его постоянного пребывания. Если автор находился не в месте его постоянного пребывания, то оно обязательно указывается.Архивные легенды (контрольно-справочные сведения) содержат по­исковые данные (архивный шифр документа), указание на подлинность, язык, способ воспроизведения и, если документ уже публиковался, его предшествующую публикацию. В легенде указаны ссылки на все обна­руженные экземпляры документа, хранящиеся в разных архивах.В легендах к документам на немецком языке, переведенным во время войны, отмечено: «Делопроизводственный перевод с немецкого», а к до­кументам, переведенным для настоящего сборника, «Перевод с немец­кого».Так как большинство документов в сборнике являются машинопис­ными текстами, то в легенде оговаривается только иной способ воспро­изведения.Документы в сборнике систематизированы по разделам: Докумен­ты Церкви, Политика Советского государства в отношении Русской Православной Церкви, Политика германских властей в отношении религиозных культов и деятельность религиозных учреждений в годы оккупации. Внутри разделов документы систематизированы по хроно­логии, за исключением справок, подготовленных Первым управлением МГБ УССР в 1947 г. по трофейным немецким документам. Эти справки систематизированы по дате событий, отраженных в них.Научно-справочный аппарат сборника состоит из предисловия, при­мечаний по содержанию и тексту документов, именного указателя крат­ких биографических сведений, подготовленных на основе Базы данных ИСТГУ о пострадавших за веру православных христианах (Ьпр://рйЫ.ги), ПеРечня публикуемых документов.Выявление документов провели: в ГА РФ — Ю. Г. Орлова, РГАСПИ —• А- Лыкова, РГВА — Т. А. Васильева и Н. С. Яковлева, АП РФ — О. Ю. Ва­

 


36

Археографическое предисловие

сильева и С. А. Мельчин, ЦА ФСБ России — Л. И. Слепцова, Централь­ном архиве общественно-политической истории Москвы (ЦАОПИМ) — Т. Н. Коршунова и Л. П. Стрельцова, Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (ЦГА СПб.) — Н. Ю. Черепенина, ЦГА КФФД Санкт-Пе­тербурга — Е. В. Дзюба, Ленинградском областном государственном архиве в г. Выборге (ЛОГАВ) — Я. А. Давыдова, ЦГАКФФД СПб — Г. И. Лисовс­кая, РГАКФД — Е. Н. Лебедева, государственных архивах Курской (ГАКО) и Псковской (ГАПО) областей соответственно И. В. Токмакова, И. П. Ко­валевская и Е. М. Федорова.Выражаем благодарность бывшему председателю Государственного комитета архивов Украины Г. В. Боряку и директору Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Бела­русь В. И. Адамушко за организацию выявления документов для данно­го сборника в архивах Республики Украины и Республики Беларусь.Историческое предисловие и примечания по содержанию подго­товлены О. Ю Васильевой и священником Ильей Соловьевым, архео­графическое предисловие — И. И. Кудрявцевым, именной указатель — В. А. Гончаровым.Археографическую подготовку документов к публикации осущест­вили И. И. Кудрявцев и Л. А. ЛыковаДокументы РГВА перевел А. В. Доронин.Идея издания документов по истории Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны принадлежит Гончарову Влади­миру Александровичу и Жадобину Александру Тихоновичу — первому заместителю Председателя Правления Центрального совета «Российс­кого общества историков-архивистов».Научную и организационную работу провела Л. А.Лыкова — руко­водитель исследовательского проекта.Кудрявцев И. И.

 


Раздел 1 Документы Церкви

 


Обращение митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви

№ 1

22 июня 1941 г.г. МоскваПастырям и пасомым Христовой Православной Церкви.В последние годы мы, жители России, утешали себя надеж­дой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не кос­нется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требова­ниями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Пов­торяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианс­тва хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью, и на сей раз, он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о лич­ных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же

 


Документы Церкви

39

их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и стари­кам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства.Вспомним святых вождей русского народа, например, Алек­сандра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспом­ним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Ники­тиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья Раз­бойника.Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу наро­да. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успе­хами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображе­ниями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу, пос­кольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «Ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи на­ших православных воинов, полагавших жизнь свою за родину и

 


40

Раздел 1

веру во все времена нашествий врагов на нашу родину. Они уми­рали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нуж­на жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины.Господь нам дарует победу.Патриарший местоблюстительсмиренный Сергий митрополит Московский и КоломенскийПравда о религии в России. М., 1942. С. 15-17; Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных доку­ментов. М., 1943. С. 3-5.№ 2Обращение церковной общины Князь-Владимирского собора в Ленинградский Совет депутатов трудящихся (Ленсовет) о желании открыть на средства общины лазарет для раненых и больных воинов24 июня 1941 г.В минуты трудно переживаемых обстоятельств военного вре­мени долг каждого гражданина идти навстречу Отечеству в об­легчении разного рода затруднений.Этому учит нас и религия наша. Исполняя завет Христов о любви к ближнему, представители верующих — двадцатка Князь-Владимирского собора — выражает свое желание открыть в тылу лазарет для раненых и больных воинов. На оборудова­ние и содержание лазарета двадцатка могла бы предоставить все имеющиеся у нас средства — свыше 700 тысяч рублей. В даль­нейшем, если материальные условия доходности собора не из­

 


Документы Церкви 41

менятся, двадцатка принимает на себя решение, отказавшись решительно от всех расходов кроме самых неотложных по со­держанию собора, ежемесячно субсидировать лазарет в сумме 30 (тридцать) тысяч рублей.Председатель 20-ки И. КуракинЧлены президиума А. Кораблев, Л. ПарийскийаЦГАСПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 79. Л. 1 и об. Подлинник, рукопись. Имеется штамп: «Подлежит возврату 25.У11.41. Ленинградский ОКи ГК ВКП(б). Особый сектор»№ 3Список священнослужителей и действующих храмов Русской Православной Церкви в г. Ленинграде, составленный митрополитом Алексием (Симанским)4 сентября 1941 г.I. Никольский собор1. Настоятель прот[оиерей] Тарасов Павел Петрович; пр. Нахим- сона 10, кв. 25.2. Ключарь прот[оиерей] Румянцев Владимир Александрович; Механическая, 23.3. Протоиерей Поляков Филофей Петрович; Кирово-Морский пр. 41, кв. 74. Протоиерей Дубровицкий Владимир Антонович; ул. Рылеева 15, кв. 3.3- Протодиакон Юдин Феодор Иванович; Н-Петергоф, Красный пр. 30, кв. 4.а Одна подпись неразборчива.

 


42

Раздел 1

II. Князь-Владимирский собор1. Настоятель прот[оиерей] Славнитский Михаил Владимиро­вич; Бронницкая ул. 2, кв. 44.2. Протоиерей Петров Александр Михайлович; г. Урицк, пр. Урицкого 24.3. Архимандрит Кобец Владимир Дамианович; В.О. а11л[иния].д. 14 кв. 34.4. Протодиакон Верзилов Семен Андреевич; бул. Профсоюзов 5, кв. 23.III. Волково кладб[ище]1. Протоиерей Смирнов Михаил Александрович; Плуталово 13 кв. 24.2. Протоиерей Флоровский Евгений Александрович; Митроф. ш[оссе]. 4-в, кв. 23.IV. Б.-Охт[енское] кладб[ище]1. Настоятель прот[оиерей] Ломакин Николай Иванович; Новая Деревня, Набережная ул. 29, кв. 12.2. Артемьев ьV. Коломяжская ц[ерковь]1. Протоиерей Горемыкин Иван Федорович; Н.-Петергоф, Веде- невский пер. 12, кв. 3.VI. Знаменская ц[ерковь] г. Пушкина1. Настоятель протоиерей Забелин Федор Федорович; г. Пушкин, Песочная 31, кв. 4.2. Протоиерей Коляденко Иоанн Лаврентьевич; пос. Тярлево Слуцкого р-на, дер. Глазово, Ново-Садовая, 15.3. Протодиакон Керский Владимир Николаевич.8 Васильевский остров.ь Фамилия «Артемьев» вписана от руки карандашом вместо зачеркнуто­го «2) Протоиерей Ильяшенко Николай Николаевич; Мартьяновская 2».

 


Документы Церкви 43

VII. Троицкая3ул. г. Петергофа1 Протоиерей Спиридонов Василий Григорьевич; Стрельна, Львовская ул. 29.М[итрополит] АлексийЦГАСПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 76. Л. 123 и об. Автограф.№ 4Объявление Епархиального управления о проведении богослужения1 в церквях г. МогилеваОктябрь 1941 г.Для православного населения города Могилева совершаются церковные богослужения в следующих церквях:Адреса:1. В Николаевской церквиМышаковка на кладбище2. Глебо-Борисовской [церкви]Ул. Плеханова3. Петропавловской [церкви]Луполово, за Днепром4. В кладбищенской [церкви]Быховское шоссе, кладбищеС 7 часов утра до 3 час[ов] вечера. Епархиальное управление.ьГАМО. ф. 260. Оп. 1. Д. 15. Л. 91. Копия.а Так в документе, надо — Троицкая церковь. ь Ниже следует этот же текст в переводе на немецкий язык.

 


44

Раздел 1

№ 5Послание Патриаршего местоблюстителя Сергия, митрополита Московского и Коломенского к верующим г. Москвы14 октября 1941 г. г. МоскваБожией милостию Патриарший местоблюститель смиренный Сергий, митрополит Московский и Коломенский православной и боголюбивой пастве московской желает мира и в вере преуспеянияВторгшийся в наши пределы коварный и жестокий враг, пови- димому, напрягает все свои силы. Огнем и мечом проходит он нашу землю, грабя и разрушая наши села, наши города.Но не в первый раз русский народ переживает нашествие иноплеменных, не в первый раз ему принимать и огненное крещение для спасения родной земли. Силен враг, но «велик Бог земли русской», как воскликнул Мамай на Куликовом по­ле, разгромленный русским воинством. Господь даст, придется повторить этот возглас и теперешнему нашему врагу. Над на­ми покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступ­ницы русской земли. За нас молитвы всего светозарного сонма святых, в земле нашей воссиявших. С Божиею помощью и в эту го­дину испытаний наш народ сумеет по-прежнему постоять за себя и рано или поздно, но прогонит прочь наседающего чужанина.Такая надежда, как железная броня, да оградит нас от всякого малодушия перед нашествием врага. Каждый на своей страже, на своем посту будем бодро стоять, содействуя обороне отечес­тва нашего и ревниво храня драгоценные заветы нашей святой православной веры. Да не потерпят наши московские святыни того, что случилось со святынями других городов, захваченных немецкими ордами.В Великом Новгороде, в храме св. Софии, едва не тысячу лет оглашавшемся православным богослужением, на днях служил лютеранский пастор.

 


Документы Церкви

45

Да не будет подобного здесь, в сердце святой Руси. Ходят слухи, которым не хотелось бы верить, будто есть и среди наших пра­вославных пастырей лица, готовые идти в услужение ко врагам нашей родины и Церкви, — вместо святого креста, осеняться язы­ческой свастикой. Не хочется этому верить, но если бы вопреки всему нашлись такие пастыри, я им напомню, что Святой нашей Церкви, кроме слова увещания, вручен Господом и духовный меч, карающий нарушителей присяги.Во имя этой от Бога данной мне власти я, как архиерей, име­ющий силу вязать и решать, призываю к покаянию всех, поколе­бавшихся из-за страха ли, или по другим причинам, а тех, кто по­каяться не хочет, объявляю запрещенными в священнослужении и предаю церковному суду для еще более строгого вразумления. Бог поруган да не будет.На тех же, кто, не щадя своей жизни, подвизается за защи­ту Святой Церкви и родины, и на всех, кто своими молитвами, сочувствием, трудами и пожертвованиями содействует нашим доблестным защитникам, да пребудет благословение Господне, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.День Покрова Пресвятой БогородицыРусская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сбор­ник церковных документов. М., 1943. С. 6-7.

 


46

Раздел 1

№6Телеграмма митрополита Ленинградского Алексия И. В. Сталину о внесении Ленинградской епархией 500 ООО руб. на постройку танковой колонны имени Димитрия Донского12 января 1942 г.Москва, Кремль, Иосифу Виссарионовичу Сталину.Православная русская церковь вместе со всеми народами вели­кого Советского Союза горит одним желанием всемерно помогать наступающей Красной Армии. Ленинградская епархия, духовенс­тво и верующие, воодушевленные патриотическим движением всего Советского народа, с первых дней Великой Отечественной войны нашей родины против ненавистных немецко-фашистских захватчиков стали поддерживать военно-политические мероп­риятия, направленные на строительство и укрепление обороны Союза СССР и нашего города-фронта, героически отстоявшего свою целость. Руководимая мною Ленинградская епархия, на­ходящаяся в условиях блокады до сего времени, внесла в фонд обороны страны 3 182 143 рубля наличными деньгами, а также пожертвования ценными вещами. Руководствуясь призывом Пат­риаршего местоблюстителя митрополита Московского Сергия. Епархия вносит на постройку колонны танков имени Димитрия Донского2 500 ООО рублей. Сбор средств продолжается. С непоко­лебимой верой в близкую победу нашего правого дела над кро­вавым безумием фашизма усердно молим Бога о помощи Вам в Вашем великом историческом призвании отстоять честь, свободу и славу родной страны.Ленинград, пл. Коммунаров 1,Никольский собормитрополит АлексийЦГАСПб. Ф. 7384. Оп. 178. Д. 693. Л. 3. Копия.

 


Документы Церкви 47

№ 7Обращение Патриаршего местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского Сергия к верующим в связи с поддержкой фашистов православными епископами Прибалтики22 сентября 1942 г. г. УльяновскБожиею Милостию Патриарший Местоблюститель Православной Русской Церкви, смиренный Сергий Митрополит Московский и Коломенский Возлюбленным во Христе всем верным чадам нашей Святой Православной Русской Церкви, в особенности обитающим в Литве, Латвии и ЭстонииБлагодать вам и мир да умножится.При мысли о том, что теперь переживает наша великая Ро­дина, как часто приходят на ум слова пророка: «Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез, и плачуся день и нощь о побиенных народа моего» (Иерем. 9,1). Однако наши слезы — не слезы отчаяния и безнадежности. Мы плачем о жертвах войны, но и гордимся, что принадлежим к народу, способному прино­сить такие жертвы. Такой народ, конечно, не предназначен быть «подстилкой» для другой высшей расы, каким хочет его видеть жадность фашистская. Он сам носит на челе своем печать вели­кого призвания. Раскрывшийся пред нами сверхчеловеческий нравственный подъем народа — залог его великого будущего. Мы можем надеяться и будем молиться, чтобы Господь, давший силу на такой подъем, и осуществил свои предначертания о светлом будущем, ожидающем наш народ.Тем тяжелее говорить, как Господь смиряет нас, церковни- к°в (2 Кор. 12,21). Народ ради блага Родины не считает своих Жертв и кровь проливает и самую жизнь отдает. И это не у нас °Дних, но и в Сербии, и в Греции, и всюду, где только есть под- ДИнно живые души. А вот в Риге в начале августа объявились

 


48

Раздел 1

православные наши архиереи (викарные Иаков архиепископ Елгавский, Павел епископ Нарвский и Даниил Ковенский) во главе с присланным из Москвы митрополитом Литовским Сер­гием Воскресенским, которые «не пожелали страдать с наро­дом Божиим», а предпочли «имети временную греха сладость» (Евр. 11,25), пожить благополучно, питаясь от крупиц фашист­ского стола, (да и долго ли ещё фашисты будут засиживать на­шу землю?), пусть другие жертвуют собой за Отечество. Волосы встают дыбом при чтении об истязании фашистами женщин, детей и раненых. А митр[ополит] Сергий Воскресенский со сво­ими «сподвижниками»-архиереями телеграфируют Гитлеру, что они «восхищаются ведущейся (Гитлером) героической борьбой» (с беззащитными?) и «молят всевышнего, да благословит он (фа­шистское) оружие скорой и полной победой»... Столь неожидан­ный поворот православных архиереев к фашизму, несомненно вызывает недоумение. Когда русские эмигранты или славяне, напр[имер], находящиеся в Америке, хотя и расходятся с боль­шевиками идейно (в вопросах веры), однако в развивающейся в наши дни мировой борьбе становятся на сторону Советов, это понятно. Советы возглавляют наше русское национальное государство и борются за его мировое и международное значе­ние, естественно, что всякий русский, не желающий изменять своей нации и ее историческим заветам и целям, не пойдет с врагами Советов. Между тем, фашизм нам известен как при­родный и, так сказать, систематический враг русского и вообще славянского племени; что своей расовой теорией, доведенной до последней физиологической крайности, фашизм принци­пиально враждебен христианству, хотя по тактическим сооб­ражениям может и не сразу обнаруживать свою враждебность. Чем же объяснить, что православно-русские архиереи, не только не помышляющие об измене вере, но и подчеркивающие свою верность канонам Церкви, вдруг торжественно объявляют себя за фашизм? У нас, у всех перед глазами происходящее в стра­нах Европы, захваченных фашистами. Происходящее подска­зывает один только ответ на наш вопрос: прибалтийские наши архиереи подверглись воздействию по тем же методам, какие применяются фашистами всюду. Чтобы загородиться от такого вывода, прибалтийские архиереи (или те, кто водил их руками)

 


Документы Церкви

49

пытаются набросить тень на меня: я де пишу свои послания против фашистов и призываю народ на борьбу против них, при­нуждаемый к тому Соввластью.Не буду напоминать, что наша Патриаршая церковь, начиная с покойного святейшего патриарха Тихона и доселе, неизмен­но признает Соввласть Богоустановленной в СССР. Лично же для меня достаточно и одной любви к Родине и моему народу, чтобы без чьих-либо просьб и тем паче принуждений всячес­ки противиться фашизму и порабощению им нашей страны. Да будет же стыдно пытающимся свое малодушие спрятать под клеветническими выпадами против Родной Церкви и меня — ее возглавителя. Вы же, возлюбленные, пребудьте непоколебимы в вере и святом послушании Матери-Церкви. Или, как говорит апостол: «не бывайте удобь преклони к иному ярму, якоже не­верии... Кое бо общение свету ко тьме... Тем же изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтесь» (2 Кор. 6. 14,16,17).Ваша твердость в преданности Церкви да посрамит малодуш­ных, ваша готовность все претерпеть за веру и Родину да заста­вит одуматься согрешивших и поспешить к исправлению, потому что только возвращающимся в отчий дом готовы «объятия отча», только раскаявшемуся — забвение прошлого.Упорствующих же в неповиновении голосу Церкви и хули­телей ее церковный суд не потерпит в среде епископства право­славного.Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и От­ца, и Причастие Святого Духа со всеми вами.Аминь (2 Кор. 13,13).Патриарший местоблюстительСергий М(итрополит) Московский.РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 93. Л. 19 и об. Заверенная копия.

 


50

Раздел 1

№ 8Определение Патриаршего местоблюстителя, главы Православной Церкви в СССР Сергия митрополита Московского и Коломенского «По делу митрополита Сергия Воскресенского с другими»22 сентября 1942 г. г. Ульяновск№ 27СЛУШАЛИ: Предложение Патриаршего Местоблюстителя следующего содержания. Из Прибалтики поступают сведения, что в Риге, Латвия, в начале августа состоялся съезд православ­ных архиереев Прибалтики под председательством митрополита Литовского Сергия Воскресенского, Экзарха Латвии и Эстонии, с участием архиепископа Елгавского Иакова (Карп), епископов Нарвского Павла (Дмитровского) и Ковенского Даниила (нам неизвестного)*1. Названные иерархи, оставаясь в юрисдикции Московской Патриархии, послали приветственную телеграм­му Гитлеру и тем самым пошли на услужение фашизму. Чтобы скрыть от международного общественного мнения причины, тол­кнувшие их на такой позорный шаг, они, продолжая услужать фашистам, дошли до невероятнейшего и нелепого утверждения, будто православный епископат в СССР не искренне стоит на по­зиции защиты своей родины.ОПРЕДЕЛИЛИ: Отлагая решение по сему делу до выяснения всех подробностей и, в то же время желая отвратить соблазн, ка­кой, несомненно, производит распространение вышеописанного как в православной пастве Прибалтики, так и вообще в загранич­ном церковно-общественном мнении:1) Теперь же потребовать от митрополита Сергия Воскресенс­кого и прочих вышеназванных Преосвященных объяснения (с опубликованием его в печати), соответствуют ли действи­тельности, дошедшие до Патриархии сведения об архиерейс­ком съезде в Риге.а Имеется в виду Даниил (Юзвьюк).

 


Документы Церкви

51

2) В случае если сведения признаны будут соответствующими действительности, предложить Первосвященным немедленно принять все меры к исправлению допущенного ими уклонения от линии поведения, обязательной для архиереев, состоящих в юрисдикции Московской Патриархии, с донесением о после­дующем Патриархии, чтобы предстоящий церковный суд при окончательном решении дела имел перед собою не только про­ступок, но и исправление оного.3) Совершающееся в церкви Преображения на Преображенской площади в Москве возношение имени митрополита Сергия Воскресенского, бывшего в свое время настоятелем означен­ной церкви, немедленно прекратить впредь до новых распо­ряжений.4) Настоящее определение опубликовать в заграничной прессе и считать объявленным вышеназванным Преосвященным, о прекращении же возношения имени Митрополита Сергия Воскресенского дать знать выпиской из настоящего опреде­ления причту и исполнительному] органу Преображенской церкви.Патриарший МестоблюстительСергий М[итрополит] Московский (Подписи архиереев)Управляющий делами Московской Патриархиипрот[оиерей] Н.КолчицкийРГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 93. Л. 20 и об. Заверенная копия.

 


52

Раздел 1

№ 9Рапорт священника Димитриевской церкви Г. Бенигсена начальнику Псковской Православной миссии освобожденных областей России протоиерею Кириллу Зайцу об открытии приюта для сирот, детского сада, церковной школы и ведении им радиопередач на религиозные темы и обращение протоиерея Кирилла Зайца к экзарху Сергию (Воскресенскому) с просьбой передать благословление прихожанам и священнику Димитриевского прихода за их начинания1—3 октября 1942 г.аг. ПсковЕго Высокопреподобию начальнику МиссииНастоящим честь имею почтительнейше довести до сведения Вашего Высокопреподобия нижеследующее:1. Согласно благословления Его Высокопреосвященства Влады­ки Экзарха, мною проведены все подготовительные работы к открытию при вверенном мне приходе Св. Великомученика Димитрия Солунского приюта для сирот на 15 человек. Для этой цели:а) закончен ремонт дома, принадлежащего Димитриевской церкви.б) путем призыва прихожан к пожертвованиям на создание приюта и благодаря чрезвычайной отзывчивости прихожан соб­рана вся необходимая для приюта обстановка (кровати, мебель, постельное белье, столовая и кухонная посуда).в) приняты соответствующие меры к обеспечению воспитан­ников приюта продуктами на зимний сезон. Продукты частично приобретены на средства, пожертвованные прихожанами, частью жертвуются самими прихожанами.Прием детей производится в настоящее время. Дети прини­маются не младше восьми лет. Преимущественно принимаютсяа Рапорт священника от 1 октября, а обращение прот. Кирилла Зайца от 3 октября 1942 г.

 


Документы Церкви

53

подростки 13—15 лет с той целью, чтобы уже в ближайшие годы их можно было подготовить к религиозно-воспитательной работе среди детей и молодежи.Все прихожане Димитриевского прихода так единодушно от­кликнулись на мой призыв поддержать приют Миссии при нашем приходе и проявили столь необыкновенную жертвенность, что я дерзаю смиренно просить Ваше Высокопреподобие ходатайс­твовать перед Его Высокопреосвященством Владыкой экзархом об архипастырском благословлении Его Высокопреосвященства прихожанам Псковской церкви Св. Великомученика Димитрия Солунского за понесенные ими труды и жертвы по открытию приюта. Будучи прочитана с амвона, благословенная грамота, несомненно, еще больше поднимет в приходе дух христианской любви и жертвенности.2. Согласно любезному предложению Псковского отдела про­паганды, я имел смелость взять на себя заведование отделом детских передач Псковского радиоузла. Две передачи мною уже поставлены, со стороны заведования радиоузлом выраже­на полная удовлетворенность постановкой дела. В передачах, кроме меня, принимают участие воспитанники моей церков­ной школы и лучшие художественные силы города.3. Заведующий Псковским радиоузлом предложил мне выступать с еженедельными докладами на религиозные темы. Согласно Вашего разрешения первый доклад мною прочитан в среду 30 сентября на тему «Ученые о религии» (из цикла «Религия и наука»).Второй доклад на тему «Игумен всея Руси» (к 550летию со дня смерти преп[одобного] Сергия Радонежского будет прочитан в среду 7 октября).Тот факт, что церковное слово впервые в России зазвучало и по эфиру, имеет, несомненно, историческое значение. Еще большее значение он приобретает после того, как к Псковскому радиоузлу будут присоединены более отдаленные районы (Остров, Порхов, Дно), что предполагается в ближайшем будущем. Радиопереда­чи на религиозные темы производятся вечером, таким образом, их могут слушать и те, кто не имеет возможности или желания Посещать храм. Все проекты докладов будут представляться на аШе утверждение.